– Введены ли властями какие-нибудь ограничительные меры в связи с коронавирусом?
– Да, предполагается, что каждый, кто может должен работать из дома. А все учащиеся начиная с 10-го класса и старше, включая университетских студентов, учатся онлайн. Также не разрешаются скопления людей более чем 50 человек (это касается и супермаркетов) – это ввели с субботы, так что результаты еще не были видны.
– Это обязательно? Или только рекомендации?
– Это носит обязательный характер. Есть рекомендации не путешествовать – ни за границу, ни по территории Швеции –- без крайней необходимости. Премьер-министр в своем телевизионном обращении в пятницу сказал, что каждому следует быть разумным и ответственным. Да – и все пожилые люди, от 70 лет и старше, должны соблюдать самоизоляцию. Также во всех лечебно-реабилитационных центрах для пожилых людей запрещен прием посетителей.
– Как относятся шведы к таким ограничениям?
– Ну, некоторые считают, что мы должны предпринять более строгие меры, однако шведы и до этого были довольно дистанцированы в социальном смысле, что помогает в нынешней ситуации.
– Как изменилась в последние дни повседневная жизнь шведов?
– Большинство людей остаются дома. Рестораны открыты, некоторые люди помоложе ходят туда, но только посидеть, чтобы поесть-попить, без обслуживания в барах (это новое правило). Большинство людей действительно разумные и ответственные.
– То есть никакой паники?
– Нет. Всё достаточно спокойно. Люди гуляют по улицам, погода прекрасная. Все стараются соблюдать дистанцию.
– Многие ли на улицах носят защитные маски?
– Нет. Говорят, что в масках нуждаются люди, работающие в больницах. Так что лучше отдать маски им, если у вас их много.
– Нет ли ажиотажа в магазинах? Не скупают ли крупу, макароны и т.д.?
– Были некоторые закупки запасов – скупали туалетную бумагу (как и повсюду) и, может быть, макароны. Но сейчас получены новые поставки, так что, наверное люди успокоились.
Мой муж только что вернулся из нашего местного продуктового магазина, говорит, что никакого заметного дефицита там не наблюдается.
– Стало ли меньше транспорта на улицах?
– Возможно, на улицах стало даже больше автомобилей – думаю, что люди стараются избегать поездок в автобусах и метро, если есть такая возможность. Также заметно, что пока люди сидят дома, машины припаркованы повсюду, поскольку их владельцы не могут уехать на выходные или на работу. Большие споры идут насчет лыжных прогулок (как раз сейчас их сезон), которые не запрещены, но и не рекомендованы.
– Вы говорили, что есть ограничения для пожилых людей. Если среди них найдутся несознательные люди и выйдут погулять на улицу, что им может грозить?
– Никаких угроз нет, но многие жалуются, что их родители не понимают, что они должны следовать правилам, некоторые не хотят думать о себе как о старых и уязвимых людях.
– Продолжают ли работать магазины, фитнес-клубы, парикмахерские?
– Продуктовые магазины работают в нормальном режиме, а вот спортивные залы и парикмахерские нет, насколько могу судить. В пятницу я ходила в наш местный торговый центр по банковским делам, там много народа – но они тоже соблюдают дистанцию.
– Легко ли сдать тест на коронавирус?
– Это рекомендуется делать лишь в том случае, если чувствуешь себя настолько больным, что нуждаешься в больничном уходе. Я думаю, что тесты эти нормированы. Кроме того, если вы больны, вы, конечно, должны самостоятельно уйти на карантин - мы пока здоровы. У меня есть аллергия – и тем, кто страдает аллергией также рекомендовано соблюдать осторожность, поскольку ранние симптомы заболевания коронавирусом могут быть похожи на аллергические проявления.
Я работаю из дома, совещания мы проводим через интернет и т. д. Посещать офис не запрещено, если нужно что-то сделать там. У нас из сорока человек 3-4 находятся в офисе. Но если заболеешь, то, конечно, совсем нельзя туда приходить.
Вообще, Стокгольм – это город офисов. И офисным работникам в большинстве случаев легче работать из дома. Все говорят, что новая нормальность с дистанционными совещаниями станет хорошим примером.
– Из-за ограничений многие люди теряют деньги или совсем работу. Что делается для них?
– У нас в Швеции хорошая система охраны труда. Но уязвимой оказывается, конечно, молодежь, занятая в сфере услуг (например, работающие в ресторанах). Имеется большая программа помощи бизнесу и банкам, принятая правительством и парламентом, чтобы обеспечить возможность людям получать зарплату. Банкам предложено подождать 6 месяцев с платежами по ипотеке.
– Как обстоят дела с кинотеатрами и театрами?
– Кинотеатры (некоторые из них) остаются открыты для маленьких групп зрителей, которые сидят поодаль друг от друга. Но думаю, они сильно страдают, так как вместо сотен посетителей в них могут прийти, скажем, пять человек. Театры закрыты, насколько мне известно. Вообще люди, занятые в креативном секторе, напуганы, как мне кажется – многие работают фрилансерами и останутся без работы.
– Возвращаясь к маскам - легко ли их купить? Или обеззараживающие гели? Как дела обстоят с лекарствами?
– Насчет масок – я не видела никого, кто носил бы их, за исключением одной девушки, работающей в аптеке. Думаю, их совсем не продают, поскольку они нужны в больницах. Санитайзеры были неделю назад в дефиците, но люди осознали, что мыло работает даже лучше. Есть нормирование продаж парацетамола в аптеке – я видела, что можно приобрести за один раз не более трех упаковок. Но проблемы купить лекарство нет.
– Как в повседневной жизни шведы стараются – помимо соблюдения дистанции (кстати, какое расстояние рекомендовано?) – избегать заражения?
– Частое мытье рук, использование санитайзеров в машинах и т. д. А дистанция должна быть полтора метра. Как говорит девушка моего сына, на «длину лошади».
Также если кто-то чувствует, что заболевает, то по возможности отправляется спать в отдельную комнату.
– А что говорят про больницы? Достаточно ли там мест, лекарств, аппаратов ИВЛ?
– С этим становится хуже. Особенно это касается масок и оборудования для медперсонала.
У нас довольно медленное развитие заболевания, но, как говорят, пока это те, кто заразился за границей. На этой неделе в больницах начнут появляться люди, инфицированные уже в Швеции. Несколько врачей и медсестер уже очень больны, один доктор находится на аппарате ИВЛ. Готовятся открыть большое отделение интенсивной терапии в помещениях Stockholm Expo, рассчитанное на 600 пациентов.
В субботу заявляли, что ситуация в Стокгольме пока поддается управлению.
– А если человек почувствовал себя плохо и подозревает, что у него Covid-19, что ему делать? Может ли он вызвать скорую помощь или врача на дом? Или должен идти в больницу сам? Есть ли мобильные пункты для тестирования?
– У нас есть телефонная служба консультаций, куда мы обычно должны звонить прежде всего до вызова скорой. Советуют контактировать с ними. Насколько я знаю, если у тебя нет проблем с дыханием, то лучше оставаться дома и заниматься самопомощью. У меня есть несколько друзей, поступивших так. Например, двое коллег. Говорят, что это как тяжелый «грипп», на выздоровление уходит не менее 2 недель. Даже в легкой версии.
Мобильного тестирования нет, тестируют главным образом в больницах уже заболевших людей. Но есть предложения, что мы должны проводить тесты более широко - я думаю, что проблема заключается в нехватке тестов, их вынуждены нормировать.
Читайте также: «Москвичи попрощались с барами: «Сегодня хочу успеть напиться»