Свое предложение о переносе пакета «ЕГЭ-приемка» на более поздний срок Чернышов обосновал так: «Многие уроки свелись к конспектированию учебных параграфов. Школьники теряют возможность качественно подготовиться к экзаменам» — а 36% учащихся для освоения программы нуждаются в дополнительных занятиях. Выход один: ЕГЭ надо отложить до тех времен, когда возникшие пробелы в знаниях будут восполнены. Например, до августа.
С таким подходом согласны не все. «Не думаю, что это правильное решение, — заявил «МК» глава Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — Перенос начала вступительной кампании, к примеру, на осень сдвинет начало учебного года на зиму. А если эпидемия не закончится и осенью? Будем все сдвигать на 2021 год? Это потребует от государства экстренного введения системных изменений во всех сферах нашей жизни, не говоря о колоссальных бюджетных затратах. Да, в системе дистанционного обучения сейчас масса проблем. Но двигаться надо по пути их скорейшего разрешения!»
Точку в дискуссии поставило Минпросвещения, принявшее промежуточное решение: в связи с эпидемиологической обстановкой срок проведения ЕГЭ для одиннадцатиклассников и ОГЭ для девятиклассников — перенести. Но не на август, а всего на пару недель. То есть на начало июня: кампанию ЕГЭ открыть с 8 июня, а ОГЭ — с 9-го. Глядишь, дескать, к тому времени эпидемия приутихнет.
Похожие проблемы сейчас стоят перед всем миром. В отличие от нас, в других странах пока не решили, как и когда будет проводиться итоговая аттестация. Как уточнили «МК» эксперты проекта «Учи.Ру», «более 130 стран мира закрыли школы из-за эпидемии коронавируса, прервать занятия пришлось более 80% учащихся. Обучение массово переводится на дистанционный формат, но образовательные системы оказались не готовы к столь резким переменам. Тут и отсутствие доступа в Интернет и компьютеров у семей с низким доходом, и нехватка опыта для проведения онлайн-занятий у учителей».
Все это становится препятствием для организации дистанционного обучения даже в развитых странах. Так, возможность проводить видеоуроки есть только у 40% учителей в государственных школах Великобритании и у 69% — в частных.
Китай стал первой страной, столкнувшейся с необходимостью обеспечить всем школьникам доступ к дистанционному обучению. С начала марта более 170 млн учащихся начали занятия на дому. Минобразования КНР разработало ресурс, содержащий видеоуроки по всем школьным предметам, цифровые учебники, художественные произведения, мотивационные ролики и справочные материалы. Многие школы продолжают занятия в формате прямых эфиров со своими классами или заранее записанных видеоуроков.
В США большая часть учебных заведений не функционирует. Но ряд школ начали дистанционные уроки: в Лос-Анджелесе, например, преподаватели используют для общения с учащимися сервисы видеоконференций. Но это доступно лишь школьникам, у которых имеются цифровые устройства и выход в Интернет из дома. Студенты из семей с низким доходом чаще используют для выхода в Интернет смартфон и не имеют возможности купить планшет или компьютер, чтобы пользоваться онлайн-сервисами. Поэтому власти планируют выделить $50 млрд на образовательные цели.
В Эстонии 16 марта все 153 тыс. школьников были переведены на дистанционное образование. И это тут же «положило» систему, не выдержавшую столь мощного наплыва пользователей: оказалось, что вместо ожидаемого десятикратного роста их числа оно подскочило в 30 раз.
В Бразилии не мудрствуя лукаво объявили каникулы до конца апреля. Оно и понятно: ведь если частные школы располагают инструментами онлайн-обучения, то у государственных такой возможности нет.
В Индонезии также закрылись школы и колледжи на большей части архипелага. Одновременно заработала госплатформа с обучающими видеороликами и литературой. Но пользоваться ею ученики могут по желанию.
Таким образом, в целом, по словам специалистов, онлайн-обучение обладает огромным потенциалом, и после окончания эпидемии облик образования, скорее всего, сильно изменится в сторону большего внимания к технологиям дистанционного доступа. Но чтобы удаленная работа была эффективной — требуется долгая тщательная подготовка. А нынешние условия вынудили школы переходить в онлайн в ускоренном режиме, что сделало этот процесс сумбурным практически во всех странах.