Спикер Госдумы Вячеслав Володин сегодня обсудил с депутатами подготовку поправок в Уголовный кодекс РФ по этому поводу. Наказание за смерть одного человека предлагается ужесточить штрафом на 2 миллиона рублей. А если нарушение карантина повлечет за собой гибель двух и более лиц (сейчас ответственность за это не предусмотрена), наказание может составить до 7 лет тюрьмы.
Инициатива связано с эпидемией коронавируса и недавним скандалом в Ставропольском края с внештатным советником министра здравоохранения по инфекционным заболеваниям Ириной Санниковой. Никого не предупредив, дама съездила отдохнуть в Испанию на мартовские праздники в разгар эпидемии в Европе, вернувшись, не села на карантин, общалась с сотнями людей, студентов, подчиненных. И при этом давала по ТВ информацию о том, как не заразиться и правильно вести себя. То есть прекрасно осознавала, что делает, но не следовала собственным рекомендациям. В результате попала в реанимацию с COVID-19.
Как минимум 11 из контактировавших с ней уже заболели.
Судя по обсуждениям депутатов, госпоже Санниковой теперь грозит вполне реальный приговор.
В свете последних событий, 236 статья УК РФ может стать более, чем актуальна. Но на сегодняшний день в России она применяется крайне редко. «МК» удалось найти уголовное дело, приговор по которому так и не вступил в законную силу - хотя жертвами стали инфицированные груднички. Четверо новорожденных в Надыме скончались с 19 по 25 июня 2013 года, как обычно рожениц обвинили в том, что у них были проблемы во время беременности, что все дети изначально имели внутриплодные заболевания, упрекали даже в том, что будущие мамаши, дескать, выбрали партнёрские роды.
Вскоре стало понятно - виновата инфекция. Малышей заразили кишечной бактерией Klebsiella pneumonia через аппараты ИВЛ в палатах терапии, через предметы ухода за детьми и руки персонала. На протяжении не менее четырех лет перинатальный центр Надымской центральной районной больницы нарушал санитарные требования. Главврач не осуществлял должный контроль за тем, как медперсонал и пациенты соблюдают санитарно-эпидемиологические правила.
За гибель всех детей так никто толком и не ответил. Заведующая перинатальным отделением Ирина Кокшарова в итоге попала под амнистию в честь 70-летия Победы. Несколько человек из числа персонала отделались выговорами. Как следует из материалов дела, в 2015-м году суд оправдал и самого экс-главврача больницы Людмилу Хлывнюк, не найдя в ее действиях состава преступления.
«На самом деле это не так. Ее оправдал суд первой инстанции, а во второй инстанции оправдательный приговор отменили и это все до сих пор висит в воздухе. Насколько я знаю, дело так и не рассмотрено. Какие-то подробности вспомнить не могу, так как все события происходили довольно давно», - прокомментировала «МК» Татьяна Мышкина, адвокат Людмилы Хлывнюк.
Как известно, врачей вообще трудно довести до приговора по «врачебным статьям». Но кого призовут к ответу при заражении коронавирусом? Тоже медиков? Инфекционистов?
- Я считаю, что это, прежде всего, может коснуться нас с вами, обычных граждан, - комментирует юрист-международник Марина Силкина. - Врачей это затронет в последнюю очередь, все-таки случай с Ириной Санниковой - исключительный, а вот старушек в зоне риска, которым запретили выходить на улицу, а они все равно будут, могут и наказать.
- А как доказать, что они кого-то заразили?
- Это и не надо доказывать. Они нарушили санитарно-эпидемиологический режим. Хотя, конечно, следует учитывать, что есть категории людей, которые одиноки, им даже некому принести продукты, лекарства.
- И что со старушками? Неужели сажать в тюрьму или выписывать штрафы с пенсии?
- Для начала можно ввести административную ответственность применять ее, если их действия не повлекли за собой более тяжёлых последствий, прописанных уже в УК. И тех, кто ходят без масок, можно обязать их носить тоже. Умысел или неосторожность, это все равно форма вины, поэтому и ответственность должна быть. Иначе мы ничему не научимся. Весь Китай сидел дома и ничего. Можно взять с него пример железной дисциплины.
Читайте материал: "Россияне, застрявшие из-за коронавируса в Индии: "Белые люди вызывают панику"