Карен КАЗАРЯН, Институт исследований Интернета, главный аналитик Российской Ассоциации электронных коммуникаций:
«У самих интернет-сервисов, безусловно, могут возникать сложности из-за наплыва новых пользователей, так как надо заводить новые мощности и перестраивать инфраструктуру. Многие сервисы доставки, например, не были рассчитаны на такое количество пользователей. Эти проблемы решаемы, но мы с ними, к сожалению, будем сталкиваться. Что касается мобильной связи, то если весь дом, например, сидит на мобильном Интернете, качество связи будет неизбежно падать - у каждой базовой мобильной станции есть четкие ограничения на широту полосы трафика, который она может предоставлять. А вот фиксированный Интернет не столь уязвим: у большинства крупных российских провайдеров есть довольно большой запас по мощности, за последние годы много где проводили оптоволокно (в Москве уж точно и в других крупных городах тоже). Проблемы могут возникать только в новостройках, и там, где существует один небольшой провайдер, который к такому росту нагрузки подготовиться не в состоянии.
Очень сложно сравнивать среднюю температуру по больнице, но в целом в России высокий уровень развития интернет-инфраструктуры, уж точно не ниже, чем в Европе. Понятно, что страна большая, и Москва и Центральный регион - совсем не то же самое, что Крайний Север, и есть проблема с тем, что называется «последняя миля» - дотягиванием Интернета до домов: даже в Московской области есть медвежьи углы, где его нет. В Европе в развитых странах с этой точки зрения ситуация заметно лучше. С другой стороны, в Европе исторически на уровне магистральных операторов мало конкуренции, и сейчас заметно, что в той же Италии и некоторых других более мелких странах есть определенные «затыки»…»
Дмитрий МАРИНИЧЕВ, Интернет-омбудсмен:
«По статистике, на прошлой неделе трафик действительно поднялся в несколько раз. Все информационные системы в принципе не готовы к такому объему передаваемой информации, поэтому компании в срочном порядке увеличивают серверный парк, пропускную способность каналов, то есть добавляют оборудование… Но про каналы связи я в последнюю очередь беспокоюсь (мы не говорим про кино и качество трансляции - здесь нагрузка может меняться динамически, и это не критичная история). Меня больше волнует другой момент: количество средств доступа к Интернету. Пока ещё в России, в отличие от Европы, не подсели так плотно на удалёнку, за исключением образовательных учреждений, и многое, наверное, ещё впереди. Но обычно в наших семьях - один компьютер, в лучшем случае два, а дети и студенты, переведенные на дистанционное обучение, должны заниматься в одно и то же время. Представьте, что в семье два-три ребенка разного возраста, и один персональный компьютер или ноутбук. Такое - сплошь и рядом, ведь в обычных условиях чаще сотовый телефон для выхода в Интернет использовался, а комп только от случая к случаю «расшаривался» между членами семьи. А тут и родители должны работать из дома, и не могут отдать комп детям, и дети должны учиться…
К тому же нет еще достаточного понимания по возможности использования удаленных рабочих столов, и с этим быстро не разберешься. Сейчас компании в экстренном формате в Москве пытаются закупить ноутбуки, чтобы обеспечить работников, и какие-то уроки из этого опыта извлечены, безусловно, будут. Другое дело, что непонятно ещё, насколько эти уроки применимы в жизни после эпидемии.»
Саркис ДАРБИНЯН, юрист, эксперт Центра цифровых прав:
«Я не вижу прямо сейчас угрозы того, что операторы окажутся не готовы и скорость Интернета будет сильно падать. Технологически сети нового поколения достаточно мощные и позволяют пересылать большой поток информации. Не думаю, что это как-то скажется на конечном пользователе.
Но надо принимать во внимание, что у нас во всех договорах с операторами, как правило, предусматривается условия, что они обязуются предоставлять услуги Интернета на скорости «до» какого-то значения. То есть даже если у вас скорость Интернета упадет до минимума, по большинству договоров, заключенных с операторами, пользователь ничего не сможет потребовать, потому что в договорах этих есть только максимальный предел, а минимального нет. И обвинить в некачественном оказании услуги, к сожалению, никого не получится.»
Читайте также: Египтяне и тунисец застряли в «Шереметьево» из-за коронавируса