Вот уже вторую неделю заболевший писатель изолирован в собственной квартире в Парме. Судя по состоянию моего собеседника, коронавирус — штука особо коварная: самочувствие (вместе с настроением) меняется по нескольку раз на дню. К примеру, вечером в понедельник, 16 марта, температура у Джанни была всего 37,1, чувствовал себя он неплохо и настроен был оптимистично. Однако во вторник, на который мы назначили подробную беседу, ему стало хуже: градусник показал 38,4, и больной пожаловался, что очень слаб и вял, так как всю ночь не мог заснуть. Его мучил кашель и лихорадило. К вечеру температура снизилась до 37,6, и мы побеседовали.
— Джанни, вы предполагаете, где заразились?
— Моя основная работа — в лаборатории Пармского госпиталя, я лаборант, беру анализы у пациентов. Поэтому, уверен, именно там. Я работал до субботы, 7 марта, включительно. А утром 8-го почувствовал себя плохо: жар, лихорадило, сухой кашель. Тогда я позвонил и попросил, чтобы мне сделали тест на коронавирус.
— К вам приехал врач?
— Нет, технический сотрудник в специальном защитном обмундировании из общественной санитарной службы. Но это только потому, что я сам сотрудник госпиталя. Обычно тесты проводятся в госпитале, куда доставляют тех, кто кашляет, иногда даже принудительно. Мы потеряли целый месяц из-за легкомысленного отношения, а сейчас пожинаем плоды своей халатности. Многие отнеслись к известию о разгуле коронавируса несерьезно, решив, что идет нагнетание угрозы. А сейчас люди реально боятся: поняли, что вирус этот очень коварный и быстро распространяется. Особенно он опасен для людей с ослабленным иммунитетом и какими-либо хроническими заболеваниями. Сейчас все вокруг с особым вниманием относятся ко всем тем, кто кашляет или имеет какие-либо другие симптомы — одышку, жар. Мне сделали тест на дому, а на следующий день сообщили, что он положительный. С тех пор я не выхожу из дома, все контакты только по телефону или онлайн.
— Как выглядит тест на коронавирус?
— Это такие тампоны, вставляются в нос и в горло. Во всем мире они очень дорогие и их мало, но в Италии они доступны. У нас хорошая диагностика, поэтому выявлено много заболевших. Но самый вредный миф про коронавирус, что заболевшие умирают. Это совсем не так, гораздо большее количество выздоравливает.
— А госпитализироваться вам не предлагали?
— Госпитализируют только тех, у кого подозревают осложнения на легкие. Те, у кого заболевание протекает в легкой форме — только температура и кашель, — просто сидят дома. Госпитали в Парме и Бергамо и так переполнены. Хуже всего ситуация в Бергамо, на втором месте Парма. Но хочу отметить: людей госпитализируют не потому, что они при смерти, а просто перестраховываются. Если у человека есть признаки поражения бронхов, ему следует быть под постоянным медицинским наблюдением, чтобы не допустить развития пневмонии.
— За вами кто-то следит, чтобы вы не нарушали изоляцию?
— За мной следит общественная санитарная служба, то есть мне ежедневно звонят оттуда по телефону, справляются о самочувствии и температуре. Но, естественно, я и сам даже не думаю куда-то выходить! Я неважно себя чувствую и в основном лежу. Продукты у меня есть — их привозят близкие и оставляют под дверью. С родными мы разговариваем через дверь. Я соблюдаю все предписания, лишь бы зараза не перешла на легкие! Вон у меня в домашней библиотеке полно книг, до которых все никак не доходили руки, а теперь уж точно дойдут! А в целом в Италии хоть и с опозданием, но меры ввели жесткие. Даже здоровые люди должны соблюдать карантин. В магазин можно выйти не чаще одного раза в день, это проверяют по чекам на блокпостах в коммунах (жилтовариществах. — Авт.). Патрульные машины следят, чтобы люди не болтались по улицам просто так. Если человеку очень нужно куда-то по делу — например, по работе, — то заполняется сертификат на специальном бланке. Его можно скачать в Интернете, распечатать и заполнить, указав причину выхода из дома. Если патруль не сочтет ее уважительной, оштрафуют.
— Что вы чувствуете? Похоже это на обычный грипп?
— Я общался с теми, кто уже переболел и выздоровел, и они подтвердили мои ощущения. Все говорят, что коронавирус переносится легче, чем грипп.
— Какие-то лекарства вам выписали?
— Да, самые обычные, как и для всех нетяжелых больных. Обычный антибиотик и тахипирин (итальянское название аспирина. — Авт.). Доктор по телефону велел мне принимать тахипирин даже при отсутствии температуры, это меня немного смущает. Еще я должен ежедневно принимать витамины в капсулах и растворимые, их можно капать в нос или добавлять в еду. Выжимаю себе свежий сок из апельсинов с добавлением лимона.
— Какие у врачей прогнозы насчет вас?
— Легкие мои пока не пострадали, и я очень надеюсь, что так оно и будет! В остальном нужно дождаться, когда стабилизируется нормальная температура. И только через неделю стабильно нормальной температуры я должен известить санитарную службу, что мне можно сделать повторный тест. Если он будет отрицательный, то еще через неделю его повторят. Выздоровевшим может считаться человек, показавший два отрицательных теста с интервалом в неделю. Так что болезнь коронавирусом — долгая история. Но придется потерпеть, хотя психологически это очень тяжело, конечно. Я, например, люблю путешествовать, ходить в театр и, как и все итальянцы, «болею» футболом: и сам играю, и смотрю матчи. И все это отнял у нас подлый коронавирус!