Весной в Россию традиционно выезжают сезонные рабочие, которые рассчитывают заработать, а осенью вернуться обратно. Те мигранты, которые работали в России зимой, должны выехать на родину, перерегистрироваться и вернуться, но в сложившейся ситуации они рискуют потерять рабочие места и принимают решение остаться в России нелегально. В конце прошлого года в России находилось 846 тысяч временно прибывших из Украины, 650 тыс. граждан Белоруссии и около 500 тыс. мигрантов из Молдавии.
В Белоруссии вопрос о возвращении мигрантов на родину не стоит. В посольстве Белоруссии в России заявили, что никаких проблем с трудовыми мигрантами у них нет. Все кто хотел выехать на родину, сделали это. «Некоторые звонят, чтобы уточнить какую-то информацию по закрытой границе, но никакой паники в связи с этим нет. Можно сказать, что мы работаем в штатном режиме», - заявили «МК» в пресс-службе дипломатической миссии республики. Информацию о работающих в России белорусах и их сферах занятности там не смогли сообщить. Связано это с тем, что в рамках Союзного государства у нас свобода передвижения, и граждане Белоруссии имеют равные трудовые права с россиянами. Их и мигрантами то, по сути, называть нельзя.
Что касается Молдавии, то здесь ситуация сложнее. По словам эксперта фонда по миграционным проектам Михаила Олянчука, большинство трудовых мигрантов из Молдавии приняли решение остаться в России. «Когда власти Молдавии объявили о закрытии границ, то пошел поток людей, которые возвращались домой. Люди приезжали из стран ЕС, где ситуация с коронавирусом была неблагоприятная. Но что касается мигрантов в России, то я не увидел какого-то ажиотажа по их резкому возвращению. Кто-то не успел среагировать, другие решили остаться, опасаясь потерять работу», - рассказал «МК» Олянчук.
По его словам, у мигрантов, которые не стали выезжать из страны, в долгосрочной перспективе могут возникнуть проблемы из-за регистрации, которую необходимо продлевать: «Мои знакомые строители продолжают работать на объектах, где пока не ввели жесткий карантин. Но совершенно не ясно, что они будут делать в случае запрета. Они останутся на территории России, но на сколько хватит их запасов денег? По моему мнению, это не больше месяца проживания. И совершенно не ясно, что они будут делать после, когда они не смогут ни вернуться домой, ни устроиться на работу».
А вот украинские трудовые мигранты смогут вернуться домой на автобусах, считает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин: «Действительно, челночная форма работы существует - когда мигранты должны раз в три месяца возвращаться на Украину, чтобы вернувшись, продлить патент. Добраться поездом или самолетом сейчас не представляется возможным, значит остаются автобусы. Конечно, это несет некоторые проблемы, но распространение инфекции создало проблемы во всем мире. Украинские гастарбайтеры в этом не одиноки».
По словам Михайила Олянчука, было бы разумно, если бы правительство внесло изменения касательно временной регистрации. В частности, мигранты у которых заканчивается срок временного пребывания, могли бы продлить эти документы без необходимости выезда из России. «Необходимы серьезные меры для поддержки трудовых мигрантов, но эти проблемы сейчас точно не стоят в приоритете правительства. Впрочем, есть единичные случаи, когда местные отделы ФМС идут на встречу и продлевают регистрацию иностранным гражданам».