Гибель людей на железнодорожных путях: "сигают наперерез"

Сокращая путь, мы сокращаем жизнь

В конце февраля на железнодорожных путях у станции Расторгуево в подмосковном Видном погибла 12-летняя девочка. Трагедия вызвала общественный резонанс в городе, но, к сожалению, не изменила поведение людей. «МК» провел свое расследование, выяснив, как все случилось и что последовало потом. А главное — были ли сделаны соответствующие выводы?

Сокращая путь, мы сокращаем жизнь
Фото: severnoe-tushino.mos.ru

Напомним, что произошло все вечером 19 февраля. Три подружки пошли к туннелю на железной дороге, чтобы встретить закат. Когда показался поезд, две девочки убежали, а одна осталась — не сориентировалась вовремя скатиться с насыпи. Потом выяснилось, что у нее было плохое зрение. Ситуация, прямо скажем, неоднозначная. Сейчас подруги погибшей пытаются уверить следствие, что кричали ей и даже тянули за рукав, но она «замечталась». Простите, у нее были проблемы со зрением. Но не со слухом...

Напрашивается один очень страшный вывод. Что если никто и не собирался тянуть ее за рукав, толкать в бок и уводить от опасного места. Страх и инстинкт самосохранения в ситуациях, когда счет идет на секунды, срабатывают молниеносно. Но есть и еще одно тревожное предположение. Как известно, подростков все время тянет в опасные места — на заброшки, на кладбища, к поездам и стройкам. Такая вот подростковая романтика. Но этого мало. Они еще придумывают опасные челленджи — упади, задержи дыхание, мотай головой до потери сознания, продержись без воздуха, сделай подсечку под колени... Мы не можем говорить об этом подробно, но суть, думаю, понятна. Отскочить от паровоза за несколько секунд до опасного сближения — не тот ли адреналин, который понимают зацеперы и прочие экстремалы?

Прошло две недели со дня этой трагедии, и мы решили посмотреть, что происходит на злополучной станции. В 450 метрах от тоннеля находится достаточно оживленная железнодорожная станция Расторгуево. На станции есть надземный пешеходный переход. По нему плотным потоком течет народ. Несмотря на это, местные жители все равно пытаются проскочить через железнодорожные пути. За час мы отследили восьмерых, которые сиганули наперерез в неположенном месте.

— Всегда так ходили, потому что так быстрее, — смеется мне в лицо парень лет 16 из числа желающих «сократить дорогу». — Да, про гибель девочки слышал. Так она же сама виновата. Нечего было клювом щелкать.

Вот она, здоровая порция нездорового цинизма. Когда мы думаем, что уж с нами-то никогда и ни за что вот именно это не случится. И продолжаем играть в прятки с судьбой. И участвуем в бессмысленных недетских розыгрышах, где на кону простая человеческая жизнь.

Еще один подросток в капюшоне и наушниках перебегает пути прямо под колесами поезда. Спрашиваем: не боишься под поезд попасть? Отвечает: Нет.

А знаешь, что оштрафовать могут за переход в неположенном месте?

— Всегда так хожу. Не вижу смысла покупать билет.

Кстати, согласно ч. 5 КоАП РФ Статьи 11.1. «Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене» штраф за переход в неположенном месте через ж/д пути составляет всего 100 рублей.

— Это трагедия не только для семьи, но и для всех нас, — сокрушается одна бабушка, которая, несмотря на возраст, дважды в день пересекает железную дорогу — к счастью, по пешеходному переходу. — Сколько еще будут повторяться такие случаи? Посмотрите, тут народные тропы, протоптанные годами. И взрослые там ходят вдоль железнодорожных путей, и дети. Никто их за это не гоняет, ограждений никаких. И подростки часто собираются рядом с тоннелем, там граффити есть. Сколько же это будет продолжаться?

Очевидно, в этом месте ходить по путям является нормой для людей. Протоптанные тропы видно даже на картах (вот, например, координаты «Яндекс: 55.551026, 37.680595»). К слову, действительно, на станции Расторгуево и рядом с ней нет никаких ограждений и табличек об опасности нахождения на ж/д путях. Не увидели мы также и сотрудников на станции, которые бы следили за прыгающими на рельсы пассажирами.

Это место не единственное. Почти рядом с каждой станцией, если посмотреть на карте, есть истоптанные тропы и народные лазейки. К сожалению, это всего лишь один из трагических примеров, который стал нормой поведения людей. А сколько еще потенциально опасных мест не имеют ограждений? И сколько ограждений напоминают сыр, в котором проделаны дырки. Почему РЖД не следит за своим имуществом, непонятно. Или железнодорожники считают, что должны заниматься только ремонтом станций, почему ничего не делается вокруг прилегающей территории, где ежедневно гибнут люди.

Из официальной статистики, которую удалось найти, на железной дороге Московского региона ежедневно гибнет 5–8 человек. В 2019 году в Московской области на железнодорожных путях погибло более 390 человек. При этом хождение по «народным тропам» является самой частой причиной смерти людей.

В идеале пути пешеходов и автомобилистов не должны оказываться на маршрутах поездов, но чтобы создать такие условия, понадобится еще как минимум 20–30 лет, если не больше, учитывая, что безопасность на железнодорожной инфраструктуре остается на очень низком уровне. Почему РЖД не думает о безопасности людей?

Почему бы не ставить предупреждающие знаки «Сними наушники», «Убери телефон», «Здесь погибли люди» и так далее. Существует еще масса вариантов авторских дорожных знаков, где перечеркнуты ноты, плейеры, мобильные телефоны, наушники, велосипеды и ролики.

— Предупреждающий знак — это идея, — считает 23-летняя жительница Люберец Анастасия. — Раньше на железнодорожных станциях я постоянно встречала устрашающие плакаты из серии «Это зона повышенной опасности». Сейчас многие платформы поменяли свой облик, и этих вывесок больше нет. А если есть, то таблички 10–15 сантиметров, которые не видно.

— Многие переходы обустраивали еще в советское время, они уже неактуальны. Поэтому и люди переходят пути там, где им удобно, — говорит 35-летний житель Химок Дмитрий. — Эти места всем известны, почему бы не организовать переходы в местах, где они реально нужны?! Ну или в крайнем случае поставить ограждения или заборы.

СКОРБНАЯ ЛЕТОПИСЬ «МК»

29 января на станции Тайнинская в Мытищах поезд насмерть сбил 43-летнего мужчину, который переходил железную дорогу в неположенном месте. На этой же станции подобный случай произошел 22 ноября, тогда под колеса поезда попал 40-летний мужчина. Но местные до сих пор перебегают пути, рискуя жизнью, в надежде сэкономить время и деньги. Здесь до сих пор нет ни заборов, ни ограждений.

14 февраля на станции Удельная в Раменском округе поезд насмерть сбил 35-летнего мужчину. Пока это последний трагический случай на этой станции в этом году, а с начала 2020 года здесь погибли 5 человек. Люди не стесняются и перебегают пути. Ограждений и табличек нет.

9 октября на станции Фабрика 1 Мая в Королеве под колесами поезда погиб школьник 15 лет. Он переходил пути в неположенном месте. Только недавно здесь, кстати, поставили забор.

16 октября в Люберцах на станции Гжель подросток переходил пути в неположенном месте. Прошло почти полгода, на подходах к станции ничего не изменилось. Люди также ходят через железную дорогу.

12 ноября рядом со станцией Немчиновка в Одинцове поезд сбил 17-летнюю девочку. В данном месте тоже ничего не поменялось: ни знаков, ни табличек.

13 ноября на станции Подсолнечная в Солнечногорске поезд насмерть сбил школьника, который переходил железную дорогу в капюшоне и наушниках. Станция находится на Октябрьской железной дороге, на которой ходят скоростные поезда и «Сапсаны». Рядом находится школа. Школьники все равно продолжают ходить по железке, потому что препятствий на их пути никаких нет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28210 от 5 марта 2020

Заголовок в газете: Сокращая путь, мы сокращаем жизнь

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру