Все последние международные исследования свидетельствуют: выбор профессии, как правило, делается не после окончания школы, а в самом начале обучения, когда определяются интересы ребенка. Лучше всего делается этот выбор в США, Швейцарии и Германии, славящихся своей предпрофессиональной подготовкой школьников. В большинстве же других стран дети затрудняются с выбором, а когда все же выбирают, то предпочитают профессии ХIХ и ХХ веков, а не ХХI, и при этом часто ошибаются с выбором.
Та же сложность возникает и в России. Так, например, исследование 2016 года выявило, что выпускники 8-х классов не в состоянии назвать и пары профессий, для которых необходимо изучение предмета «Обществознание». А это значит, что они абсолютно не связывают свое обучение с будущей работой. Более того, по данным последних исследований, 80% из миллиона опрошенных школьников не смогли (или не захотели) объяснить выбор своей будущей профессиональной траектории. Другими словами, выражаясь научным языком, продемонстрировали «неосознанный выбор». Чтобы сделать его осознанным, в ближайшее время будет принят ряд мер по усилению предпрофильной работы со школьниками.
Прежде всего школы установят более тесные связи с предприятиями, а на селе впервые появятся профильные школы. При этом развивать профессиональную ориентацию детей предлагается уже с 5-го класса.
Программу школьного предмета «технология», ранее известного как «труд», радикально осовременят, включив в нее вместо изготовления табуреток тему сегодняшнего дня вроде робототехники. Одновременно проверят все программы среднего профобразования на их соответствие потребностям современной экономики — особенно на местах. «Соответствующее поручение уже дано», — подчеркнул глава Минпросвещения Сергей Кравцов.
В высшее образование активно входит «цифра». Так, уже создается суперсервис, предполагающий подачу документов для поступления в вуз в один клик в режиме онлайн, сообщил замминистра науки и высшего образования Александр Нарукавников. Кроме того, создается и информационная система «Цифровая образовательная среда», обеспечивающая, по его словам, академическую мобильность — то есть возможность для студентов выбирать разные программы в разных вузах.
Изменения коснутся даже такого лидера образования, как Москва.
— В 2019 году мы сделали следующий шаг, перейдя от отдельных классов к школам для старшеклассников, работающих на принципиально новом уровне и максимально приближенных к университетской среде, — рассказал мэр Москвы Сергей Собянин. — Они оснащены новейшим оборудованием и предполагают активную исследовательскую и проектную работу. В этом году мы выпускаем сразу 36 таких школ, чтобы они были в каждом районе.