Как подчеркнул глава ВС, кривая назначения самой суровой меры пресечения в последние годы идет вниз. Так, в 2001 году, когда полномочия отправить подозреваемого под арест были у прокуроров, в СИЗО отправилось 366 тысяч человек. В прошлом году — 95 тысяч. При этом, по подсчетам Верховного суда, 73 процента арестантов обвинялись в тяжких и особо тяжких преступлениях, а 58 процентов имели непогашенную судимость.
«При вынесении решения о продлении срока содержания под стражей должны учитываться следственные действия, которые были проведены с момента ареста. Судье законом предоставлено право продлить время нахождения в СИЗО на меньший срок, чем указано в ходатайстве следователя. Это позволит сократить срок содержания под стражей при неэффективной работе органов предварительного расследования», — отметил Вячеслав Лебедев.
В скором времени функции избрания и продления меры пресечения должны перейти новым следственным судьям. Как отметил глава ВС, кроме ходатайств следователей о заключении обвиняемых под стражу, они будут заниматься разбором жалоб на действия и бездействие правоохранительных органов, давать разрешение на обыск и другие следственные действия. Также в круг их обязанностей войдет депонирование доказательств — допрос потерпевшего или свидетеля до старта рассмотрения дела по существу в ситуациях, не терпящих отлагательств.