Этот феномен появился не только что. Известно, что с началом распространения по планете СПИДа находились больные, которые умышленно вступали в половые контакты с максимальным количеством здоровых людей, чтобы передать им свою болезнь и забрать с собой на тот свет как можно больше людей. Это также могли быть люди, зараженные гепатитом С, туберкулезом и другими смертельно опасными болезнями.
Психолог Евгений Идзиковский первым делом успокоил, что все-таки такое явление не может быть массовым, случаи единичны, и связаны они с изменениями в человеческой психике в условиях возникшей опасности для жизни:
— Есть несколько гипотез, почему смертельно больные люди так поступают. Одно из предположений, что это комбинация злости, беспомощности и обиды. Комбинация больше завязана на беспомощности, то есть люди испытывают потребность что-то сделать, но считают, что никакое их действие не приведет к выздоровлению. Особенно это актуально для СПИДа: когда люди понимали, что в их жизни все поменялось, в этот момент их психика испытывала сильнейший эмоциональный шок. Они в отчаянии. В результате психика может довольно сильно измениться. Это, кстати, бывает и в других тяжелых жизненных ситуациях, например, когда произошло изнасилование, потеря кормильца, потеря близкого и т.д.
И коронавирус в этом случае тоже является довольно сильной угрозой для жизни. Зараженный им человек понимает, что может умереть. Сделать, как он считает, ничего нельзя, он все равно умрет. Тогда он пытается не решить свою проблему, а скомпенсировать внутреннее негативное чувство. И люди, у которых компенсационный механизм в том, чтобы причинить другому вред, пытаются сделать другим плохо, чтобы стало всем одинаково. Они хотят восстановить справедливость — а в данном случае несправедливость, что вот, ему не повезло, и пусть другим тоже не повезет. Им от этого становится морально легче.
Но такие случаи все-таки единичны, немногие люди на это способны. Как минимум в голове человека должна быть заложена программа причинения вреда окружающим, а у большинства людей ее нет. Я считаю, на такое способен, скорее, даже не психопат, а обычный человек, который всегда был внутренне склонен к агрессии по отношению к окружающим; у него есть понимание, что если ему машину поцарапают, то и он другому тоже поцарапает. Доходит до абсурда: зараженный человек кончает жизнь самоубийством, а потом оказывается, что его можно было вылечить. Это крайности поведения людей в ситуациях, когда они узнают, что над их жизнью нависла угроза смертельной болезни.
...Между тем власти Китая на днях пригрозили, что таких людей, которые сознательно разносят заразу в общественных местах или отказываются от изоляции и лечения, будут привлекать к уголовной ответственности. Спасет ли эта мера от маньяков-«зараженцев»?
Читайте также: Россияне, вернувшиеся из зараженного Китая, пожаловались на травлю соотечественников