Травили ядом против клопов: как работал самый страшный концлагерь Освенцим-Аушвиц

В одном из блоков эсэсовцы оборудовали бордель

75 лет назад Красная Армия освободила Освенцим (Аушвиц) — едва ли не самый страшный нацистский концлагерь, ставший символом холокоста, ярчайшим примером бесчеловечности гитлеровского режима.Однако в военной и послевоенной истории знаменитого на весь мир концлагеря есть эпизоды, которые до сих пор находятся в тени растиражированной СМИ «магистральной биографии» «фабрики смерти», которую устроили нацисты в этом польском местечке. О некоторых примечательных фактах — в сегодняшней публикации «МК».

В одном из блоков эсэсовцы оборудовали бордель
По проволоке ограждений гитлеровцы пропускали электрический ток

История этого концлагеря началась в 1940 году. Весной по приказу Гиммлера казармы бывшего военного городка польской армии в окрестностях городка Освенцим (у немцев — Аушвиц) стали переоборудовать под концентрационный лагерь. Первыми его узниками стали доставленные в начале июня 30 немецких уголовников, переведенных сюда из тюрьмы в Заксенхаузене. А 14 июня товарный эшелон доставил в Аушвиц первую большую партию «обреченных на смерть» — 728 поляков-политзаключенных.

В июле того же года в Освенцим привезли группу «советских» — попавших в плен воинов Красной Армии. Все они были обречены на уничтожение: ведь эта людская партия состояла из командиров и политработников.

* * *

К августу 1944 года Освенцим превратился в самый большой концлагерь, созданный ведомством рейхсфюрера Гиммлера. За колючей проволокой здесь одновременно находилось до 130 тысяч узников.

Разгрузочная площадка

Ежедневно по специально построенной подъездной железнодорожной ветке на разгрузочную площадку перед лагерной зоной прибывало до 10 эшелонов с людьми — по 40–50 вагонов, в каждый из которых было втиснуто от полусотни до ста человек. Значительная часть вновь прибывших отправлялись в газовые камеры в первые же несколько часов.

* * *

Основным способом уничтожения людей в Освенциме было отравление их газом «Циклон Б». Эта страшная «химия» поначалу создавалась как средство борьбы с клопами и прочими домашними насекомыми. Инсектицид был разработан группой немецких ученых под руководством лауреата Нобелевской премии Фрица Габера в 1922 году. Позднее, после начала мировой войны, «изобретатели» из ведомства Гиммлера сообразили использовать его в качестве средства для массового отравления «лишних» и «вредных» людей.

«Циклон Б» дебютировал в таком античеловечном качестве именно в Освенциме.

Из показаний первого начальника лагеря Рудольфа Хёсса на Нюрнбергском процессе:

«...В июне 1941 года я получил приказ установить в Аушвице оборудование для истребления евреев. Когда я оборудовал здание для истреблений в Аушвице, то приспособил его для использования газа «Циклон Б»... Другим усовершенствованием, сделанным нами, было строительство газовых камер с разовой пропускной способностью в 2 тысячи человек...»

Первая «акция по массовой ликвидации» была произведена 3 сентября 1941-го. В «экспериментальной» газовой камере, оборудованной в подвале блока №11, «Циклоном» умертвили около 600 пленных красноармейцев и 250 поляков. Эта камера работала вплоть до 1942 года, когда в Освенциме были запущены новые, более производительные «душегубки». А своего «первенца» немцы переоборудовали под защитный объект — бомбоубежище.

Каждый день на «фабрику смерти» прибывали новые партии узников.

* * *

Будучи большими любителями порядка и правильной организации производства — любого! — гитлеровцы старались «состыковать» поточный процесс умерщвления узников концлагеря с процессом утилизации их останков. В пару к мощным газовым камерам в Освенциме соорудили столь же мощные крематории. Однако порой «мастера «Циклона Б» по приказу начальства действовали столь активно, что печи крематориев не поспевали за ними. В таких случаях часть тел погибших сжигали во рвах, вырытых на окраине лагеря Аушвиц-2.

Бараки лагерной зоны Аушвиц-2

* * *

Для тех «счастливчиков», которые избежали отправки в газовые камеры в первые же сутки по прибытии на «фабрику смерти», нацисты предусмотрели не только суровые условия жизни, но и целую систему наказаний, применяемых за нарушение строгого лагерного порядка. Например, в блоке №11 лагеря Аушвиц-1 немцы устроили так называемые «стоячки» — стоячие камеры. В эти каморки площадью 90х90 см запихивали по четыре человека и оставляли на всю ночь. Бедняги не могли в такой тесноте даже присесть на корточки, и уже через несколько часов их начинали мучить сильные судороги в ногах.

Но это было еще «гуманное» наказание. За более серьезные провинности заключенных сажали в специальную герметично закрывающуюся камеру. Оказавшиеся там страдали от все увеличивающейся нехватки кислорода. Если эта пытка затягивалась, люди попросту умирали от удушья.

* * *

Часть самой первой лагерной освенцимской территории — Аушвиц-1, позднее немцы переоборудовали под «зону обслуживания» лагерной охраны. Например, на втором этаже бывшего блока для содержания заключенных №24 в середине Второй мировой был обустроен довольно презентабельный публичный дом. В штат его «работниц» надзиратели выбирали наиболее симпатичных молодых женщин из числа прибывающего в Освенцим «контингента».

* * *

Некоторые из прибывших в концлагерь заключенных — наиболее крепкие молодые мужчины и женщины — отбирались для работы на промышленных предприятиях, расположенных в этом районе (за такую дармовую рабсилу владельцы заводов и фабрик платили лагерной администрации приличные деньги). Судя по сведениям, собранным историками и исследователями, за те 5 лет, что в Освенциме существовал концлагерь, «арбайтерами» стали около 400 тысяч человек. Из них более 340 тысяч несчастных умерли, не выдержав тяжелых условий труда, а также от болезней, частых побоев и даже казней, устраиваемых охраной.

* * *

Несколько заключенных, которые работали в зондер-команде, занимавшейся закапыванием праха сожженных трупов в специально вырытых больших ямах, написали «послания в будущее». В письмах-свидетельствах они обращались к своим родным и рассказывали об ужасах, творившихся в Освенциме. В послевоенные годы, при проведении раскопок на месте бывшего концлагеря, 9 таких записок были обнаружены, их тексты опубликовали.

* * *

Один из погибших в Освенциме узников был впоследствии причислен католической церковью к лику святых. Речь идет о поляке — военном священнике, который, оказавшись вместе с другими в плену у немцев, по собственной воле вызвался отправиться в лагерь смерти взамен одного из своих товарищей. Имя этого падре — Максимилиан Мария Кольбе.

* * *

В числе жертв Освенцима — два младших брата пресловутого Степана Бандеры, украинские националистические деятели Александр и Василий Бандера. (Первому из них по распоряжению лагерного врача сделали смертельную инъекцию, а второго сбросили во время выполнения строительных работ с высоты.)

На этой «фабрике смерти» закончил дни свои и весьма одиозный персонаж российской предреволюционной истории — личный секретарь старца Григория Распутина Арон Симанович.

Рубежи лагерной зоны

* * *

За годы существования страшного концлагеря его узники неоднократно предпринимали попытки побега — групповые и одиночные. Проанализировав архивные документы, исследователи определили, что в общей сложности из Освенцима попытались сбежать почти 900 заключенных. Из них выжили и спаслись в итоге менее 150.

Судя по сохранившимся сведениям, первый удачный побег был совершен уже вскоре после создания лагеря — в июле 1940-го. Человеком, которому удалось вырваться из Освенцима на волю, оказался поляк-сапожник Тадеуш Виевский. Побег стал возможен благодаря тому, что концлагерь тогда активно достраивался, его рубежи еще не были полностью оборудованы для надежной охраны, а на самой территории трудились бригады вольнонаемных рабочих. Именно эти «вольняшки» помогли Тадеушу незамеченным выскользнуть за периметр колючей проволоки, тайком передав ему гражданскую одежду и спрятав в своей толпе, выходящей через ворота после окончания рабочего дня.

В июне 1942-го побег удался группе узников из четырех человек во главе с поляком Казимежем Пьеховски. Они сумели стащить у немцев офицерскую форму, в которую облачился сам Казимеж. Его подельник автослесарь Евгений Бендера с помощью заранее изготовленного дубликата ключа смог завести легковую машину, на которой узники во главе с «офицером» благополучно миновали ворота лагеря и умчались подальше, а потом запутали следы, долгое время скрываясь в лесах.

* * *

Среди миллионов узников Освенцима был по крайней мере один, который попал в этот концлагерь добровольно. Витольд Пилецки с первых дней Второй мировой воевал с немцами в частях польской армии, а после захвата страны нацистами присоединился к польскому сопротивлению. Когда в конце 1940-го до руководителей подполья дошли сведения об ужасах, которые гитлеровцы творят в Освенциме, они решили: на эту «фабрику смерти» нужно отправить своего разведчика, чтобы он досконально выяснил, что там происходит.

Вход в лагерную зону Аушвиц-1

Опаснейшее задание вызвался выполнить Пилецки. Используя поддельные документы, он спровоцировал свой арест и отправку в концлагерь. Подпольщик смог продержаться в Освенциме, счастливо избегая газовой камеры, более двух лет. Будучи определен гитлеровцами в рабочие бригады, он ухитрялся неоднократно переправлять на волю записки с собранной им информацией о лагере. Весной 1943 года отважный поляк решил бежать из застенков, чтобы лично убедить своих товарищей по сопротивлению в необходимости провести операцию по нападению на концлагерь и освобождению его узников. Оказавшись в наряде, который работал в пекарне, расположенной вне охраняемой зоны, Пилецки и его двое товарищей улучили момент, когда дежуривший здесь охранник отвлекся, и сумели удрать. Впрочем, полностью осуществить свой план у Витольда не получилось. Он добрался до Варшавы и встретился с руководством польского сопротивления, но так и не смог убедить подпольщиков организовать атаку на Освенцим.

* * *

Самый первый комендант и «благоустроитель» Освенцима эсэсовец Рудольф Хёсс в конце войны попытался скрыться в британской зоне оккупации, однако был выдан англичанами польской стороне. Международный трибунал приговорил Хёсса к смертной казни. В апреле 1947 года нацистский преступник был повешен неподалеку от своего «детища» — первого крематория на территории лагерной зоны Аушвиц-1.

* * *

На протяжении нескольких месяцев после освобождения Освенцима войсками Красной Армии часть зданий бывшего концлагеря была приспособлена под временный госпиталь. Здесь медики спасали жизнь, поднимали на ноги уцелевших узников «фабрики смерти».

По окончании войны и вплоть до 1947 года некоторые из капитальных каменных построек Освенцима вновь превратились в узилища. Здесь была оборудована спецтюрьма. Ее использовали для своих нужд НКВД СССР и вновь образованное министерство общественной безопасности Польши.

* * *

Один из наиболее авторитетных исследователей истории Освенцима поляк Франтишек Пипер оценивает количество людей, погибших в концлагере за все время его существования, такими числами:

евреев — около 1 миллиона,

поляков — от 70 до 75 тысяч,

цыган — 21 тысяча,

советских военнопленных — 15 тысяч,

других (чехов, югославов, французов, австрийцев...) — 15 тысяч.

В то же время Рудольф Хёсс, занимавший должность коменданта концлагеря в 1940–1943 гг., выступая на Нюрнбергском процессе, дал иную оценку количества жертв Освенцима: до 2,5 миллиона человек.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28179 от 27 января 2020

Заголовок в газете: «Идеальный» ад

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру