И пояснила, в чем должна заключаться эта поддержка — в улучшении здоровья, работоспособности, зарплат молодых отцов. Мол, «будет у отца хорошее здоровье, будут здоровые дети. Будут у отца хорошие работа и зарплата — его дети не будут ни в чем нуждаться. Может быть, нам никаких пособий будет не нужно», — сказала она.
Идея обойтись без пособий с точки зрения государственных интересов, конечно, хорошая. К сожалению, депутат Вторыгина не пояснила, какие именно меры помогут молодым отцам враз стать здоровыми и высокооплачиваемыми.
Вместо нее это сделал главный репродуктолог Минздрава Олег Аполихин, который предложил принять такой закон, чтобы уволить молодого отца стало бы очень сложно, а взять на работу — очень выгодно, потому что работодатель будет мотивирован налоговыми льготами. Кроме того, главный репродуктолог уверен, что «воспитание молодых мужчин, профилактика их здоровья может стать существенным фактором в вопросе повышения рождаемости».
Я представляю себе картинку: вот растет мальчик, чахлый, плохо воспитанный, рано пристрастившийся к паршивым сигаретам и бухлу — потому что воспитывает его мама, которая бьется как рыба об лед, чтобы прокормить семью, и на сына у нее не остается ни времени, ни сил. И вот становится этот мальчик молодым отцом (скорее всего, по залету) — и все волшебным образом меняется. Некие государственные меры восстанавливают его здоровье, избавляют от вредных привычек, изменяют моральные принципы и пробуждают чувство ответственности. Вы можете хотя бы гипотетически вообразить себе эти меры? Я — нет.
Или вот такая картинка. Другой паренек, недавно окончивший школу (колледж, вуз) мыкается без работы или работает за копейки без всякой надежды на карьерный и зарплатный рост. Причины понятны — работников без опыта работодатели не любят, да и образование у паренька так себе, кроме того, все приличные места заняты сыновьями и дочками нужных людей.
И вот становится он молодым отцом — и все опять же меняется. Работодатели рвут его на части, ведь налоговые льготы за присутствие в штате отца таковы, что можно закрыть глаза на никчемность этого сотрудника и даже на невозможность его уволить.
Паренек счастлив — ровно до того момента, как выйдет из категории молодых отцов (кстати, пока неясно, сколько лет он будет считаться таковым — год, три, пять?) И работодатель радостным пенделем отправляет его в свободное плаванье, налоговые льготы-то прекратились. А паренек уже привык к своему особому положению, при котором далеко не каждый будет напрягаться на рабочем месте...
На самом деле невозможно осчастливить какую-то одну категорию населения — молодых отцов, рыбаков, солдат и старшин, землекопов, аспирантов и пр. Их можно лишь немного поддержать материально, но на такие основополагающие факторы, как демографическая ситуация, эта поддержка, конечно, не повлияет.
Чтобы изменить демографическую ситуацию, надо изменить условия жизни для всех людей. А что для этого необходимо, ни для кого не секрет: доступная медицина, хорошее образование, условия, способствующие развитию бизнеса, социальные лифты и т.д. и т.п. То есть уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне для всех — от младенцев до пенсионеров.
Почему это у нас до сих пор не получается? Думаю, главная причина — наличие особой категории граждан, которая в полной мере обладает всеми вышеперечисленными благами. Эти граждане как раз те, кто и должен проводить изменения — представители всех ветвей власти.
А зачем им что-то менять, если они и так в шоколаде?