Отец Илья — очень скромный человек. Он никак не ожидал, что его блог окажется в центре внимания, а сам он вдруг станет таким известным, что журналисты начнут его осаждать просьбами об интервью.
Согласие на этот разговор священник дал не сразу. Свободного времени у него практически нет: службы, лекции и ночные смены в такси. Были, наверное, и другие причины, поэтому отец Илья долго взвешивал все «за» и «против». В одном он проявил непреклонность: фотографироваться отказался наотрез — священник не любит излишнюю публичность. По той же причине мы не называем место его служения.
— Что побудило вас опубликовать этот текст на своей страничке в социальной сети?
— Моя запись не имела какого-то целевого назначения — это были просто мои размышления, предназначенные для друзей и знакомых, но неожиданно для меня это сообщение получило большой резонанс и было прокомментировано и перепощено почти полторы тысячи раз; более 2000 человек так или иначе высказали свое отношение к этой записи, а точнее — к моему поступку. Кроме того, в личных сообщениях я получил огромное количество писем, число которых точно я не могу даже воспроизвести. Повторяю, что все это явилось для меня полной неожиданностью.
— На самом деле есть немало примеров, когда священники совмещали светскую работу со служением. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был хирургом. Из современников — отец Феодорит (Сергей Сенчуков) трудится на «скорой». Вспомнился еще насельник Пафнутиево-Боровского монастыря иеромонах Фотий (Мочалов) — победитель вокального конкурса «Голос». Как вам кажется, почему же ваш пост вызвал такую мощную реакцию?
— Думаю, что о. Фотий имел и имеет несравненно большее количество отзывов в связи с его концертной деятельностью. Более того, вопрос о его творчестве и его совместимости с монашеством обсуждался на самом высшем уровне нашего церковного руководства.
Что касается меня, то, исходя из реакции людей, я полагаю, что для многих мой поступок хоть и явился неожиданностью, однако очень многими он был одобрен. Я получил большое количество сообщений с поддержкой, некоторые священники писали мне о том, что они тоже уже давно вынуждены подрабатывать на светской работе для того, чтобы содержать свою семью. Многих людей удивило, что священник вообще способен пойти трудиться на такую, в общем-то, тяжелую и совсем не престижную работу, как водитель такси. Для некоторых было непонятно и даже прискорбно то, что дипломированный специалист будто бы не находит применения своим знаниям в церкви. Как это ни странно, мне пишут и обычные таксисты, которые дают некоторые практические советы или просто просят помолиться за них. Последнее очень трогательно. Но главное — в том, что мой пост в социальной сети еще раз обозначил проблему, которая давно уже стоит в нашей церкви, — проблему расслоения духовенства по имущественному принципу. Кстати говоря, эта тема горячо обсуждалась в нашей церкви в начале ХХ века, в предшествующие революции годы.
— Как разделилось общественное мнение? Наверное, больше тех, кто поддержал?
— Абсолютное большинство оказало мне поддержку. Особенно трогательным были предложения начать сбор денег для меня как для нуждающегося священника, но я не считаю себя необеспеченным человеком и потому не могу принять таковую помощь. Есть люди, которым она гораздо нужнее, да и работа в такси для меня все-таки не главный источник существования. И вместе с тем готовность людей оказать бескорыстную помощь с моральной точки зрения очень важна.
— Была ли какая-то реакция вашего церковного начальства на этот пост?
— Официально никакой реакции не последовало, но, насколько я могу судить по своему ближайшему руководству, мнения здесь тоже разделились.
— Вы читали, что написал о вашем поступке игумен Петр Мещеринов? Это очень лестные слова: «Замечательный церковный историк и книгоиздатель, в подлинном смысле слова — человек науки, дружбой с которым я горжусь, кандидат богословия, кандидат исторических наук, священник Русской православной церкви, совершенно лояльный церковному начальству, состоящий 17 лет в священном сане, вынужден стать водителем такси, чтобы прокормить себя.
Еще раз: вместо того, чтобы получить от церкви, которой он полностью посвятил себя, более чем заслуженную им возможность заниматься историей и книгоиздательством (не говоря уже просто о достойном месте приходского служения), о. Илья Соловьев вынужден стать водителем такси». Вот и у меня возник вопрос: вы ведь могли, наверное, заняться преподаванием?
— Я благодарен о. Петру (Мещеринову) за его добрые слова, хотя работать в такси меня все-таки никто не вынуждал. Но я думаю, что проблема тут не только и даже не столько во мне, а вообще в востребованности в нашей церкви образованных людей, в том числе специалистов со светским образованием. Не секрет, что «кое-где у нас порой» отдается предпочтение людям, обладающим набором таких качеств, иные из которых, может быть, не совсем уместны не только для священников, но и вообще для порядочных людей. Между прочим, я должен со своей стороны отметить, что такой известный церковно-общественный деятель, как о. Петр (Мещеринов), мог бы получить более достойное место для своего служения, соответствующее его знаниям, богатому опыту и тому авторитету, который он имеет среди его многочисленной (нередко, правда, заочной) паствы.
Мог ли я заняться преподаванием? Наверное, мог, но преподавание в школе трудно сочетать со служением в церкви хотя бы уже потому, что в будние дни часто бывают службы, а оставлять свое священническое служение я не намерен.
■ ■ ■
— Не секрет, что бюджеты небольшого сельского храма, в котором вы сейчас служите, несопоставимы с доходами крупного столичного прихода. Есть сельские священники, у которых и 10 тысяч в месяц не наберется. Кого-то спасают продукты, которые бабушки приносят на канон. Можно спросить, как вы сводите концы с концами? Есть ли у вас семья?
— В отличие от многих своих новых коллег по светской работе такси, как я уже говорил, для меня не является основным источником дохода. Это скорее необходимая подработка. Мы живем вместе с мамой, которая получает пенсию. Недавно ей исполнилось 75 лет. На жизнь нам хватает.
— Видела документ под названием «Профессии, совместимые и несовместимые со священством». В нем подробно описывается, чем может заниматься клирик помимо основной работы в церкви, а чем — нет. Составлен список профессий, не рекомендованных для священников. В запретном списке — более двух десятков профессий. В том числе врач, медработник, военнослужащий, полицейский, охранник, ветеринар, егерь, мясник и прочие. Священнику нельзя трудиться в учреждениях, «сомнительных с моральной точки зрения»: в казино, барах, ночных клубах и т.д. Как вы на это смотрите? Где, на ваш взгляд, священнику не надо работать?
— Я думаю, что в этом документе достаточно полно отражены причины, по которым священник не может работать в учреждениях, связанных с ростовщичеством, пролитием чьей-то крови (мясник и проч.), с той или иной формой принуждения людей, любым видом убийства животных и т.д. Весьма сомнительным для священника является и шоу-бизнес, особенно в его современном виде. Обо всем этом говорится в церковных правилах (канонах), и эти ограничения, безусловно, должны приниматься в расчет теми священниками, кто по какой-то причине должен идти устраиваться на светскую работу.
— Отец Илья, расскажите, пожалуйста, какая она, Москва, глазами таксиста?
— Москва — мой родной город, который я очень люблю. За последние десятилетия он сильно изменился, и, увы, далеко не всегда в лучшую сторону. За минувшие 30 лет утрачены или обезображены многие московские улицы и достопримечательности, и это в первую очередь касается гражданских сооружений, бывших жилых домов, от которых зачастую остались только фасады. Кроме того, в городе появились жуткие монстры типа «Москва-Сити» (из-за которого утрачены многие исторические виды города), отпугивающего своим внешним видом Дома музыки у Павелецкого вокзала, развлекательных сооружений на месте снесенной гостиницы «Россия», которые, возможно, при определенных обстоятельствах были бы уместны где-то на окраине города, например в Саларьеве… Да разве все перечислишь?
Таксисту приходится сталкиваться со многими трудностями в организации дорожного движения, далеко не везде можно посадить в машину пассажиров, не нарушив при этом каких-то правил и не попав в поле зрения теперь уже вездесущих камер. В ряде случаев, особенно в часы пик, практически невозможно сделать маневр, не пересекая сплошную полосу. Совсем недавно светофоры в городе были переданы в руки частной компании, которая, видимо, из-за излишнего усердия (не хочется думать о них слишком плохо) начала устанавливать их там, где они вовсе не нужны. Из-за этого в городе возникают новые пробки. Сужение полос для движения транспорта в центре — тоже большая беда.
— Вы миссионерствуете за рулем? Приходилось ли говорить пассажирам, что их везет священник?
— Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в редакции от 02.12.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях» не запрещает священнослужителям осуществлять миссионерскую деятельность в такси. Хотя мне и не приходилось говорить пассажирам, что я священник (за исключением одного-двух раз), если разговор заходит о религии, я, конечно, пытаюсь отстаивать церковную точку зрения. Так бывает нечасто, зато люди более определенно возражают незнакомому человеку и говорят с ним порою даже откровеннее, чем со священником в храме, иногда делятся своим религиозным опытом. Это бывает особенно часто, когда люди критикуют отдельные стороны церковной жизни. Увы, такое теперь приходится слышать не только в такси…
Надо заметить, что часто религиозность носит языческий оттенок. «Мне приснился дурной сон, — рассказывает мне одна пассажирка, — и я пошла в храм и все заказала». «Что же вы заказали?» — интересуюсь я. «То, что мне сказала заказать женщина, которая продает свечи». — «Молебен или панихиду?» — «Не знаю, но я все подала».
— О чем откровенничают пассажиры?
— Садясь в такси, молодые люди чаще всего достают свой телефон и входят в Интернет, затевают переписку в чатах или в соцсетях, иногда просто вставляют в уши наушники и слушают какую-то музыку. В ряде случаев под видом музыки выступает монотонное звучание каких-то инструментов, отдаленно похожее на стук колес. Если это я слышу — меня это немного напрягает, и я на самый тихий звук включаю радиоприемник. Люди более старшего возраста могут начать отвлеченные беседы, говорить о погоде, о пробках, о трудностях жизни, ругать власти и т.д. Для задушевного разговора все-таки необходимы определенные условия, которые не всегда имеются в машине.
Интерес к беседе оживляется тогда, когда я начинаю говорить как человек с кандидатской степенью, как историк или богослов. Тут же появляется и некоторое удивление: «Вы так хорошо говорите, столько знаете, почему же вы работаете в такси?» — «Так получилось…»
— Сталкивались ли вы с сотрудниками ГИБДД?
— Каждый водитель так или иначе сталкивается с сотрудниками ГИБДД, но в моей новой работе эти встречи не приносили мне никаких неприятностей, т.к. все документы на право управления автомобилем и все необходимые для работы в такси бумаги оформлены правильно.
— А случалось ли вам отказываться от заказа, когда пассажиры вели себя неподобающим образом?
— Что касается пассажиров, то уже были разные неприятные ситуации, но до высаживания людей или конфликтов в машине дело, слава Богу, не доходило. Сталкиваясь с грубостью, высокомерием и надменностью некоторых пассажиров, я намеренно отвечаю им подчеркнутой вежливостью, и это почти всегда дает положительный результат. Возможно, что мой возраст и моя внешность тоже оказывают тут определенное влияние: многие полагают, что я не похож на «обыкновенного» таксиста. Хотя у меня умеренная борода и обычная прическа…
■ ■ ■
— В своем посте, посвященном работе в такси, вы пишете, как неприятно слышать ненормативную лексику, которую используют некоторые пассажиры. Мне показалось, что вы не одобряете также молодежный сленг, который порой трудно понять, — все эти словечки «типа», «я такой (такая)», «прикинь», «как бы», «короче» и т.д.
— Русский язык не только велик и могуч — он еще и прекрасен. Он дает его носителям все возможности для выражения своих настроений, эмоций, чувств. Использование сленга — почти всегда результат слабого владения языком и неблагоприятного влияния окружающей среды. Зачастую сленг укореняется в языке из-за того, что человек мало читает. Особенно печально, что внимание современников мало привлекает классика. Я бы посоветовал молодежи больше читать и любить книгу. Всегда и во все времена книги были источником знаний, они открывали людям дорогу в мир прекрасного, давали подлинное наслаждение, настоящую радость и эстетическое удовлетворение. Чтение поможет избавиться от сленга, оно внесет в молодежную субкультуру новое содержание, а хорошее чтение, русская классика, приблизит человека к Богу.
— Расскажите, пожалуйста, немного о своем решении стать священником.
— Мое решение посвятить жизнь церкви сформировалось еще в подростковом возрасте. Я долго шел к осуществлению своего заветного желания стать священником. Священническое служение показало, что внешнее впечатление о церкви, сформировавшееся в 1980-е годы, сильно разнится с реалиями современной церковной жизни. В те годы церковь была терпима, теперь она имеет совсем другой статус, и наше государство порой оказывает ей медвежью услугу своими слишком тесными объятиями. Те, кто знает историю церкви, хорошо понимает, какие опасности таит в себе «симфония» церковной и государственной власти.
— Вы — кандидат богословия, кандидат исторических наук. Каковы темы ваших диссертаций?
— Обе мои кандидатские диссертации посвящены новейшей истории Русской православной церкви. Одна из них — митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) (1846–1912), вторая — так называемому обновленческому расколу, устроенному в начале 1920-х годов по инициативе власти для ослабления церкви и разложения ее.
— Думаю, многим хотелось бы узнать: какую молитву вы читаете перед началом смены в такси?
— Покровителем путешествующих на Руси традиционно считается святой Николай, архиепископ небольшого городка Мира в Древней Ликии в Малой Азии. Теперь это территория Турции. Изображения святого Николая нередко можно увидеть в автомобилях верующих людей. К этому святому я обращаюсь с просьбой о его молитвенной помощи. Некоторые молитвы св. Николаю (тропарь) можно читать перед началом любого путешествия. Специальная молитва для путешествующих есть также и в традиционном православном молитвослове. Но кроме св. Николая я всегда обращаюсь к Господу Богу, нашему Небесному Отцу, прося Его благословить мой путь. И не только в такси, но и путь всей моей жизни.