«МК» поинтересовался у представителей образовательного сообщества — как они относятся к данной инициативе?
По словам Васильевой, сегодня многие школы оценивают способности ребенка по этим предметам именно зачетами и незачетами, но при получении аттестата следует выставлять оценку по пятибалльной системе. Если же будут приняты новые правила, то «зачеты» и «незачеты» можно будет выставлять и в аттестат. «Ставить «тройку» только из-за отсутствия слуха, на мой взгляд, неверно», — сказала министр просвещения.
Некоторые эксперты, среди которых сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий, оценивая это нововведение, называют его несущественным — ведь при поступлении в вуз или колледж учитывается средний балл ЕГЭ или ОГЭ, а не оценки в аттестате. Лишь аттестат с отличием позволяет добавить несколько конкурсных баллов. «Так что лишь тем, кому светит «золотой» аттестат, может быть важно отсутствие невысокого балла по музыке, физкультуре или изо, — говорит директор одной из московских школ. — Однако будущим медалистам и так идут навстречу и при необходимости завышают оценки по этим предметам. По крайней мере я ни разу не слышала о том, чтобы кто-то не получил отличный аттестат из-за физкультуры или музыки».
Однако есть и другое мнение — что такое изменение необходимо и назрело давно.
— Дело в том, что основные школьные учебные предметы оценивают по уровню знаний, по развитию умений и навыков, — говорит учитель московской школы №2103 Галина Кузовлева. — А вот по изобразительному искусству или музыке оценивание базируется все же в первую очередь на способностях детей. По физкультуре — на природных физических данных, которые тоже у всех детей разные. Поэтому я считаю, что давно пора было исключить оценки по этим предметам из аттестата. Да, сегодня средний балл аттестата практически не влияет на поступление в вуз или колледж, но жизнь не заканчивается сегодня, правила могут измениться. На мой взгляд, средний балл — это важная категория, он мотивирует, он свидетельствует об общем развитии школьника, а не только узкоспециальном, поэтому хотелось бы, чтобы дети стремились его повышать.
А преподаватель физкультуры Александр Сизов затруднился дать оценку новшеству:
— С одной стороны, это вроде бы правильно и справедливо, что физически некрепкий ребенок не должен конкурировать с исходно более сильными и развитыми и, как следствие, не будет нервничать. Ведь сейчас оценка должна быть в любом случае, если есть основная группа по физкультуре, только если группа ЛФК, отметка не ставится... С другой — в деле физического воспитания очень важна мотивация — и зачастую ослабленные и неспортивные дети после упорных тренировок добиваются больших успехов, а порой даже становятся знаменитыми спортсменами. А отсутствие оценки эту мотивацию снизит. Что же касается музыки и рисования, тут я полностью согласен: нельзя ставить низкую оценку ребенку только за то, что он не одарен. А успехи у этих дисциплин зависят в первую очередь от наличия или отсутствия таланта.