А тролли тем временем переходят на другой обожаемый страной фильм — «Иронию судьбы, или С легким паром!», без которого также не обходится ни один Новый год. И оказывается, что там вообще все лузеры и лохи! Маменькины дочки и сынки, не понимающие, с кем им, собственно, сойтись для совместной жизни, хотя и выбор-то раз, два и обчелся. Но и он оказывается героям не под силу, потому что живут они до зрелых лет с мамочками и решительно не способны порвать эту психологическую цепочку ребенок–родитель, чтобы начать нести ответственность за свою судьбу.
И всем нам сразу становится неловко за многолетнюю любовь к этим фильмам. И люди начинают чувства свои оправдывать: «как молоды мы были», «все равно они хорошие» и, наконец, «нам навязывались не те идеалы!».
А вот здесь стоп! Вот здесь и кроется главная ошибка, которая не дает нам решительности, уверенности в себе и свободы выбора сказать: «А мне нравится! И смотреть буду!».
Кто сказал, что герои этих фильмов были нашим идеалом? Что все женщины страны, особенно директора крупных фабрик, только-только прилетев из Парижа, просто мечтали встретить в электричке сантехника или электрика в грязных ботинках, которого удачно бросила для них первая жена? Или за два часа до Нового года прийти домой и обнаружить под елкой пьяное тело, путающееся в штанах и зовущее маму? И чтобы оно сорвало долгожданную помолвку и заняло место без пяти минут мужа?
Эти фильмы, которые кое-кто сегодня так яростно высмеивает и предлагает ни в коем случае не показывать детям, чтобы те, не дай Бог, не сформировали похожие представления о семейном счастье, они вовсе не про равнение на лучших. Они про стремительно теряемое сегодня в обществе понятие — эмпатию, или, говоря по-русски, сочувствие. Мы не восхищаемся героями этих фильмов и вовсе не желаем себе их судьбы, отнюдь, — мы им просто сопереживаем. Да, они во многом нелепые, но очень нам всем знакомые. Просто по жизни. Если не по нашей собственной, то кого-то из наших близких, соседей или друзей детства. И герои этих фильмов (как и наши настоящие знакомые) — слишком доверчивые, сентиментальные и во многом беспомощные — и правда ну никак не вписываются в сегодняшнее общество универсальных потребителей. И внедряемый в жизнь лозунг «человек с экрана ТВ — молодец, будь как он!» совсем не про них.
А что если нам героев этих — эдакое дурачье из советских сказок — отправить на такие популярные ныне курсы личностного роста?! Обучить добиваться цели, строить карьеру, выставлять собственные границы, избегать токсичных взаимоотношений и никогда не общаться с неудачниками, не тратить на них свою жизненную энергию. Ведь все это — основа успеха в сегодняшнем мире. И вот уже Гога организует крутой автосервис, Катерина выйдет замуж за популярного коуча, Александра уедет учиться за границу, Лукашин перейдет работать в известную частную клинику, а Барбара Брыльска станет один в один Ольгой Бузовой... Только тогда придется вспомнить еще один советский фильм, вернее, его финал: «А что это вы тут делаете? Кино-то давно кончилось...»