http://www.kinometro.ru/release/card/id/37304
О создании фильма мы поговорили с продюсером киноленты Сергеем Щегловым.
- Где проходили основные съемки фильма?
- Снимали в чистом поле. Все, что вы видите в кадре – работа наших художников и декораторов. Мы выкупали старые деревенские дома в Псковской, Новгородской и Ленинградской областях, разбирали их, перевозили на Ржевский полигон, расположенный под Петербургом, и снова собирали. Сами делали улицы, вкапывали столбы, завозили телеги, сено, утварь в дома, рыли окопы и делали блиндажи по восстановленным немецким чертежам.
- Насколько реальны показанные в фильме события, если в основе - литературное произведение?
- Произведение Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью» стало основой сценария. Однако этот факт абсолютно не мешает быть повести правдивой. Наш редакторский отдел связался с наследницей Кондратьева, которая подтвердила, что все описанное в книге – рассказы ветеранов. Кроме всего прочего, автор сам был фронтовиком: тяжелые воспоминания помогли ему максимально точно и детально описать героев, события.
- Кому принадлежала идея создания фильма по литературному произведению?
- С предложением о съемках фильма к нам обратился известный петербургский бизнесмен Евгений Викторович Пригожин. Его дедушка, Евгений Ильич, воевал под Ржевом в тех же местах что и Вячеслав Кондратьев. Пережитые ими страшные события легли в основу повести «Искупить кровью», а дедушка стал прототипом главного героя. В повести персонаж даже носит его фамилию – Кондратьев был точен в таких деталях. Нас заинтересовала эта идея – в преддверии 75-летия Победы создать максимально реалистичный фильм о забытых подвигах советских солдат подо Ржевом.
- Почему же фамилия героя не звучит в кино?
- Это решение Евгения Викторовича. Как он сам признался, хотелось просто снять фильм о подвиге наших предков. Также господин Пригожин принял решение не упоминать в прокате фамилию и имя деда. Когда фильм выходит на экран в современном информационном пространстве его легко изгадить, опорочить, особенно если к этому подключаются СМИ, финансируемые из-за рубежа. Зная отношение к западной культуре и отношение западной культуры к нему, нам не хотелось, чтобы фильм утонул в потоке необъективной критики, тем более он был не против. И в титрах мы его тоже не стали ставить на первое место, а указали просто как со-продюсера, все остальные возможные упоминания он попросил перенести в конец, а фамилию ротного убрать совсем. Все же она – не главное в произведении, ведь таких героев на войне были сотни и тысячи.
- Трудно ли было снимать зимние сцены?
- Зимой невозможно не то что воевать, а даже выживать. Советские солдаты сутками лежали в окопах без горячей пищи, а потом шли в атаку. Аналогично и со съемками. Для реалистичности они проводились не летом, с искусственным снегом, а действительно зимой – съемочная группа на своем опыте испытала, каково это постоянно находиться в холоде. Более того, на ночных съемках температура воздуха не раз понижалась до минус 20-30 градусов. Мы одевали наших актеров и массовку в форму солдат того времени – в кирзовые сапоги и неутепленное белье. То есть люди находились в тех же условиях, что и бойцы в 42 году подо Ржевом.
- Полное погружение в события отразились на здоровье съемочной группы?
- Был разбит лагерь, в котором могло одновременно находиться до 300 человек. Утепленные военные палатки отапливались круглосуточно. Также были задействованы два больших дизельных генератора, которые во время процесса могли перемещаться вместе со съемочной группой, отогревать технику и людей. Также спасались самонагревающимися стельками и по-старинке – горячим чаем.
12+