В «Современнике», где сейчас находится одна из авторов этих строк, идёт спектакль «Анархия». Антракт. Зрители в прекрасном настроении — трагической новости они еще не видели.
Все руководство находится в театре. Кого не было, разворачиваются и подъезжают в «Современник».
Еще днем стало известно, что Галине Борисовне стало совсем плохо — она находилась в Боткинской больнице, куда попала с внезапно развившейся пневмонией.
В «Современник» Звонит весь мир. Все, кто когда-либо пересекался с Волчек на работе и в жизни. Спрашивают, когда похороны, готовятся вылететь.
Буквально за тридцать минут в «Современнике» - телекамеры всех каналов. Они рвутся за кулисы. Театр сдерживает напор.
В театра едет Сергей Гармаш.
Решения принимаются молниеносно – похороны состоятся в воскресенье, 29 декабря на Новодевичьем кладбище. Это точная дата. Также решено, что 29-го будет отменён спектакль. По странному стечению обстоятельств на этот день в афише стоят «Три сестры», спектакль Галины Волчек.
Актриса Виктория Романенко - Волчек ее очень любила - первая приехала в театр. Плачет.
"В воскресенье я была вечером в театре - у нас была читка. Я зашла в ложу, там сидела Галина Борисовна. Шёл «Крутой маршрут», она делала замечания артистам. «Как вы, Галина Борисовна?» - « Сегодня хуже, - сказала она. - ну ничего». Я показала кулак, знак наш общий: «Держаться».
Виктория плачет, говорит, что пойдёт к ребятам на Другую сцену. Как теперь жить?"
Иосиф Райхельгауз, режиссер и художественный руководитель «Школы современной пьесы»: «Галина Борисовна Волчек – уникальнейшая фигура, одна из глыб и «махин» советского и российского театра. То, как она более 40 лет назад подхватила разрушенный и брошенный, растасканный МХАТ, подхватила, сообразила, набрала молодых режиссеров и повела театр через следующие десятилетия – почти не имеет аналогов в мировой истории. Столько продержать театр – это немыслимо.
Можно спорить: была ли она более слабым режиссером, более слабой актрисой? Но она ухитрилась держать театр высочайшего качества и уровня. Я бесконечно благодарен Галине Борисовне. Это она заметила меня среди десятка других. Среди Кости Райкина, среди Валеры Фокина, Марины Нееловой… Там был Стас Садальский, Лена Коренева, Юрий Богатырев…
Она все видела, слышала, понимала. Открывала артистов, драматургов, режиссеров. В тяжелейшие времена умудрялась пробивать гастроли, реконструкцию театра. Проходила непроходимое. И если я хоть что-то сегодня умею в театре, в смысле организации и ведения дела, то это основа, заложенная моей любимейшей учительницей и человеком Галиной Борисовной Волчек.
Это большое несчастье и для меня, и для очень многих, кого она прикрыла, повела, помогла и протолкнула. Вот что называется - открыла перспективы. Это все она! Я очень много о ней уже писал, говорил, буду писать и буду говорить. Потому что Волчек – одна из уникальнейших фигур нашего времени».
Вячеслав Невинный, заслуженный артист России: «Галину Борисовну вспоминаю только самыми теплыми и нежными чувствами. Совершенно по-матерински она много лет назад приютила наш курс, когда мы сделали из него театр-студию и очень самоуверенно назвались «Театр Современник-2».
Галина Борисовна очень внимательно отнеслась к нашему творчеству. Тогда мы избрали руководителем Мишу Ефремова, Маша Евстигнеева тоже была в наших рядах и еще много-много замечательных артистов. И Галина Борисовна сказала: «Ребята, играйте на малой сцене», а потом сказала играть на большой. Просто так, от доброты душевной она подарила одни из лучших лет нашей молодости, когда все было посвящено творчеству. Мы творили собственные спектакли.
Она была талантлива во всем, прекрасная актриса – и в кино и в театре. Я видел ее на сцене. Она была чрезвычайно драматической актрисой, ей были подвластны глубины драматического искусства. Прекрасно снималась в кино. Была фантастическим руководителем. Галина Борисовна умела создать коллектив и вести его за собой, была хозяйкой в театре. Об артистах заботилась как мама, как о своей семье. Чрезвычайно одаренный и талантливый человек, которого я никогда не забуду».
Михаил Швыдкой, спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству: «Галина Борисовна Волчек возглавила театр в очень тяжелый период, когда Олег Ефремов возглавил МХАТ. Он предполагал, что «Современник» и его артисты станут частью Художественного театра, но, когда понял, что подавляющее большинство хочет остаться самостоятельными, для него это стало полной неожиданностью. Театр должен был найти лидера, который продолжил бы линию общественно значимого психологического театра. Художественным руководителем стала Галина Волчек.
Это было непростое решение для нее: ведь Олег Ефремов был бесспорным авторитетом, первым среди равных. И доказать, что она по праву заняла его место, это требовало огромной неженской воли.
Невидимые миру слезы — отдельная тема в судьбе Галины Волчек. Ведь артисты умеют не только разделять со своим худруком и режиссером праздники, но и делать больно, предавать. На ее глазах из «Современника» во МХАТ уходили актеры, которые составляли славу театра, и это надо было ей пережить. Галина Борисовна была искушена в дипломатии, но всегда при этом не скрывала своей общественной позиции.
Про Волчек можно сказать словами героини английской пьесы «Вкус меда»: «Я — современница. Я иду в ногу сама с собой». Волчек, как никто, чувствовала время и не изменяла себе. Я любил ее по-человечески, как актрису, яркую, безмерно талантливую. Она — явление редчайшее, любимое многими. Ушел чудесный и очень важный для всех нас человек».
Владимир Машков, художественный руководитель Театра Олега Табакова: «Огромная, безмерная потеря! Сложно выразить словами боль и горечь от этой утраты. Галина Борисовна была для меня эталоном существования в нашей профессии. Не только все, кто любил Галину Борисовну, осиротели — осиротел театральный мир. Галина Борисовна истово любила театр, служила ему со всей искренностью. Ей нет равных в этой любви и служении. Все слова, сказанные ею, навсегда в моем сердце. Я их никогда не забуду. Счастлив, что она нашла возможность провести несколько уроков со студентами Школы Табакова. Для ребят это бесценный профессиональный и человеческий опыт. Рано! Мало! Сейчас зияющая пустота».
Александр Кибовский, министр культуры Москвы: «В последние дни Года театра мы понесли тяжелейшую утрату. Всего лишь неделю назад мы собирались в «Современнике», чтобы отпраздновать день рождения Галины Борисовны, шутили, строили планы. И тем пронзительнее и ужасней поразила всех роковая весть. До сих пор не укладывается в голове. У меня на столе лежат два блока сигарет, которые я ей обещал завезти на неделе. И никак не могу поверить, что больше Галины Борисовны нет. Настолько она была полна жизни.
Под ее руководством «Современник» творчески перешагнул свою эпоху и стал современным для новых поколений актеров, режиссеров, зрителей, внуков и правнуков тех, кто создавал театр вместе с Галиной Борисовной. Она сама стала легендой и художественным камертоном нашего драматического театра. Масштаб утраты еще предстоит осознать».
Дмитрий Бертман, художественный руководитель «Геликон-оперы»: «Я никогда не забуду, когда состоялась первая встреча и знакомство руководителей театров с новым мэром Москвы. Начала общение Галина Борисовна с того, что сказала: «У нас проблема с реконструкцией «Геликона»... помогите»... Она использовала первую встречу не для себя... Для меня это была неожиданность и урок на всю жизнь.
Что же происходит в нашем театральном мире?.. Как тяжело расставаться с кумирами и учителями... как больно расставаться с молодостью… Вечная, светлая память Галине Борисовне Волчек и самые искренние соболезнования всем родным, друзьям и, конечно, любимому «Современнику», коллегам, зрителям, всему нашему народу...»
Кристина Орбакайте, певица, актриса: «Буквально в воскресенье мы виделись с Галиной Борисовной на одном новогоднем мероприятии. Я была счастлива ее увидеть, потому что не смогла лично поздравить с прошедшим днем рождения. Тогда с радостью подлетела к ней, и мы долго болтали, договорились по традиции встретиться после Нового года в нашей семье. Оказалось, что мы не просто болтали, а прощались.
Все эти годы она была близкой подругой моей мамы. Я часто видела ее в доме. А за эти два года она стала лично для меня не только учителем, но и ангелом-хранителем. Галина Борисовна по жизни — творческий оптимист. Всегда прекрасно выглядела. Когда при встрече у нее спрашивали: «Как вы себя чувствуете?» — она даже «неважно, плохо» произносила с достоинством, по-королевски. Весь «Современник» так ее и называл — королева театра, королева наших сердец. Именно такой она останется для своих артистов и учеников».
Марк Розовский, художественный руководитель театра «У Никитских ворот»: «Она была «шестидесятница», то есть «правдоискательница», «ефремовка» и делала «Современник» вослед Олегу, стараясь сохранить живой психологический театр, стоящий на гражданских позициях. Однажды в Рогашке-Слатине (Словения) мы случайно встретились в санатории, где пили полезную минеральную воду. Я дал ей прочитать рукопись об истории спектакля «История лошади» в БДТ. Она сидела за ужином с каменным, непроницаемым лицом. «Зачем ты это сделал? Будет скандал». Я сказал: «Это не о Товстоногове. Это об этике в советском театре. Я показывал Олегу Николаевичу, и он сказал: надо печатать, немедленно». — «Тогда беру свои слова обратно!» И книга была напечатана. Галя Волчек по прозвищу Волчиха правду в искусстве всегда поддерживала, служила ей тихо, но истово».
Владимир Урин, директор Большого театра: «Галина Борисовна была великой художественной личностью и человеком. Она обладала невероятной душой и преданностью своему театру. Молодым я приезжал в «Современник» из Ленинграда (театр тогда находился на площади Маяковского)… Видел Галину Борисовну на сцене, восхищался ее «Обыкновенной историей», спектаклем «Без креста», очень хорошо помню ее дальнейшую работу с Олегом Николаевичем в театре, и, конечно, когда она взяла «Современник» в свои руки. Помимо таланта актерского и режиссерского у нее был педагогический дар, потому что она воспитала плеяду выдающихся артистов.
Понимаете, уходит поколение шестидесятников. Мы прощаемся с чем-то очень важным. Практически уже никого не осталось. Что наступает — не знаю. Пусть это оценивает будущее поколение. Одно знаю точно: «Современник» — великий театр, частью которого была Галина Борисовна».
Григорий Заславский, ректор ГИТИСа: «У нее не было своих внуков, и она очень болезненно это переживала. Эту тоску Галина Борисовна переводила в художественный трепет и внимание, с которым она относилась к молодым артистам. Иногда у нее даже отсутствовало необходимое критическое отношение к тому, что они делают. Помню, однажды я посмотрел спектакль Нины Чусовой «Америка. Часть вторая». Это была неудача. Как можно было открывать этой пьесой Другую сцену «Современника»? Тогда Волчек, затянувшись сигаретой и задумавшись, сказала: «Знаешь, мы так много раз и так сильно были биты при советской власти, что я не могу быть цензором. Я не могу что-либо сама закрывать. Оно само отомрет, когда это будет нужно».
Для меня это было уроком человеческого отношения к пригретым ею людям. Она была очень умным и мудрым человеком. А это редкое для театра явление. Причем это дети, которые сами давно стали выдающимися артистами, режиссерами, и не только «Современника». Она пример того, как можно противостоять самому разному отношению к тому, что она делает. Конечно, ее очень любил зритель, в театре были полные залы. Но ее не могло не ранить то хамство, которое часто выдавалось под видом рецензий».
Елена Санаева, актриса: «Она как истребитель, который поднялся с земли и пошел вверх, набрал высоту, так и летел, не снижаясь. Она была душой «Современника», мамой этого театра. Удивительно, что такая девочка чуть ли не с трех лет знала, что будет актрисой. Ее отец был замечательным оператором, профессором ВГИКа, и она, у которой вроде бы не было никаких данных ни для кино, ни для театра, стала блестящей характерной артисткой.
Когда из театра ушел Олег Ефремов и увел с собой часть звездного состава «Современника», она не только собрала осколки театра и взвалила на себя непосильную ношу, но достойно ее несла на своих плечах, совершенно не женских. Я пересмотрела ее фотографии. Казалось бы, грузная женщина, не очень красивая, она стала некрасивой красавицей.
Она — серьезнейшее явление не только театральной жизни Москвы, но и мировой. Сколько она гастролировала со своими спектаклями и с неизменным успехом! Сколько актеров открыла и сделала их звездами! Когда-то Гоголь сказал, что театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. И много светлого можно сказать. То, что Галина Борисовна служила именно этому, — абсолютная правда. Поэтому это очень большая, серьезная и глубокая потеря, в том числе и для людей, которые, может быть, и не видели ее спектаклей непосредственно в театре, но могли посмотреть их в Интернете, как и ее выступления. Этого достаточно, чтобы понять, какая огромная брешь в искусстве образовалась с ее уходом. Великие актеры и режиссеры уходят. Свято место пусто не бывает, на их место кто-то приходит. Но они другие. Все другое. А она, конечно, незаменима».