Трое сотрудников «МК» стали фотокорреспондентами на фронтах Великой Отечественной: продолжение

Охотники за мгновениями войны

Начало читайте тут.

Судя по обнаруженным старым документам, накануне начала войны с гитлеровской Германией в редакции «Московского комсомольца» трудились четыре штатных фотокорреспондента. Из этого квартета двое получили известность и признание, попав в число лучших советских фотокоров, снимавших на фронтах Великой Отечественной.

Охотники за мгновениями войны
Фонтан «Детский хоровод» в Сталинграде после очередного немецкого авианалета. Фото: Эммануил Евзерихин

В архивных фондах сохранилась служебная записка, подписанная в июле 1941 года ответственным редактором «Московского комсомольца» З.Юровым:

«Секретарю МК и МГК ВЛКСМ т. Пегову. Просим поддержать наше ходатайство перед комендантом гарнизона гор. Москвы... о получении разрешения на право съемки в гор. Москве и Московской области с 1 августа 1941 г. нижеследующим фотокорреспондентам:

...3. ЕВЗЕРИХИНУ Э.Н. Член ВЛКСМ. 1911 г. рождения. Работает в газете «Московский комсомолец» с 1941 г. Допускался к съемкам в Кремле, на Красной площади, на аэродромах.

4. ЛАНДЕР О.А. б/п. 1909 г. рождения. Работает в газете «Московский комсомолец» с 1941 г. Допускалась к ответственным съемкам на аэродромах, предприятиях в Москве и по Союзу...»

Увы, эти хлопоты уже буквально через несколько дней оказались ненужными: с 21 августа выпуск «Московского комсомольца» временно приостановили, а многих сотрудников «МК» направили в редакции других изданий.

Из числа эмковских фотографов, упомянутых в записке на имя Пегова, двое потом оказались в числе фронтовых фотокорреспондентов — причем весьма известных.

Сталинградский долгожитель

Эммануил Ноевич Евзерихин родился 22 июля 1911 года в Ростове-на-Дону. В школьные годы увлекся фотосъемками. Участвовал в выставках фотографов, руководил фотокружком, отправлял свои снимки в городские газеты, где их потом публиковали. Будучи учеником 7-го класса, в 1926 году стал внештатным сотрудником Ростовского отделения «Пресс-клише ТАСС» (с 1939 г. — работа в «Фотохронике ТАСС»).

Эммануил Евзерихин.

После окончания школы Э.Евзерихин в период 1930–1931 гг. работал фотографом в ростовском Театре рабочей молодежи. А еще год спустя окончил специальные фотографические курсы при объединении «Союзфото».

В 1932-м (по другим данным — в 1934-м) он перебрался в столицу и поступил работать корреспондентом в московское отделение «Союзфото». Благодаря этой должности ему представилась возможность делать эксклюзивные кадры: снимать Максима Горького, всесоюзного старосту М.И.Калинина, первых Героев Советского Союза — Леваневского, Чкалова, Громова, фиксировать на фотопленке эпизоды с заседаний Чрезвычайного съезда Советов, на котором была принята Конституция СССР… А через три года Эммануил Евзерихин был направлен в уникальную командировку на ледоколе «Федор Литке» по северным морям с заходом на Шпицберген. Многие из отснятых этим мастером кадров были напечатаны на первых страницах крупнейших советских газет и журналов.

В 1939 году Эммануил Ноевич перешел работать фотокорреспондентом в «Вечернюю Москву», а спустя два года был зачислен в штат «Московского комсомольца».

Вскоре после закрытия редакции «МК» летом 1941-го Э.Н.Евзерихин стал работать в «Фотохронике ТАСС» военным корреспондентом.

Он побывал в командировках на многих фронтах — в том числе на 4-м Украинском, 2-м Белорусском, 3-м Белорусском… Однако, наверное, самой главной, самой непростой его фоторепортерской эпопеей оказалось участие в военных событиях, развернувшихся на берегах Волги.

Неразлучный со своей «Лейкой» инженер-капитан Евзерихин стал одним из долгожителей Сталинградской битвы: пробыл там — чаще всего с солдатами «на передке», с начала боев за этот город и вплоть до капитуляции немецких войск, оказавшихся в котле. Сделанные порой прямо в гуще боя снимки следовало без задержки отправлять ближайшим же самолетом, отправляющимся с берегов Волги в Москву, чтобы уже через день они были напечатаны в центральных газетах вместе с последними сводками Совинформбюро. Именно в Сталинграде Эммануил Ноевич сделал один из самых знаменитых своих фотокадров военного времени: полуразрушенный после очередного немецкого авианалета фонтан «Детский хоровод» на привокзальной площади. Эта фотография стала хрестоматийной, она напечатана в альбомах, книгах, учебниках истории...

После Сталинграда Евзерихин побывал еще на многих горячих фронтовых точках Великой Отечественной. Снимал боевые эпизоды освобождения Донбасса, Минска, Кенигсберга, с передовыми частями Красной Армии входил в Варшаву… А первый мирный день 9 мая 1945-го встретил в только что освобожденной Праге.

Фронтовые заслуги Э.Н.Евзерихина не остались незамеченными: он был награжден тремя орденами и несколькими медалями СССР.

После окончания войны мастер еще на протяжении почти четверти века проработал в штате «Фотохроники ТАСС». А после ухода на пенсию в 1971 году продолжал трудиться там уже в качестве внештатного корреспондента вплоть до последних дней своей жизни.

Эммануила Ноевича Евзерихина не стало 28 марта 1984 года.

«На войне я женского облика не теряла»

Женщина-фотокорреспондент на полях сражений — большая редкость. А уж если она является военным фотокором и почти безвылазно находится в частях действующей армии — это и вовсе уникальный случай. Ольга Александровна Ландер — чуть ли не единственная представительница прекрасного пола, которая в годы Великой Отечественной работала фотокорреспондентом фронтовой газеты и потому постоянно находилась в войсках.

Ольга Ландер.

Стать человеком с фотоаппаратом ей было предопределено с рождения. Девочка появилась на свет в 1909 году в Самаре в семье фотографа. А обучалась премудростям этой профессии Ольга не только у своего отца, но и у его хорошего знакомого — знаменитого российского фотографа Моисея Наппельбаума.

Позднее она окончила Московские курсы прикладного искусства и пошла работать помощником фотографа в одну из портретных студий.

В 1930-е гг. Ольга пришла в редакцию «Комсомольской правды» — сперва трудилась там лаборанткой в Отделе иллюстраций, а спустя некоторое время стала штатным фотокором.

Судя по опубликованным в справочниках и биографических статьях сведениям, именно из «Комсомолки» Ольга Ландер была направлена в действующую армию фронтовым фотокорреспондентом. О ее работе в предвоенный период в редакции «Московского комсомольца» нигде не упоминается. Но теперь, благодаря обнаруженному в архиве документу, мы можем исправить такой пробел.

Судя по всему, события развивались следующим образом. Еще до начала войны Ольга Александровна перешла работать из «КП» в «Московский комсомолец». Однако после закрытия редакции столичной молодежки она в конце лета 1941 года вернулась в «Комсомольскую правду». И уже оттуда зимой 1943-го была направлена в части Красной Армии, сражающиеся с фашистами, — фотокорреспондентом газеты 3-го Украинского фронта «Советский воин».

Позднее, в интервью для журнала «Советское фото», Ольга Александровна вспоминала о своих фотокоровских военных буднях:

«Газета дислоцировалась обычно в 15–20 километрах от линии фронта, и все мы, корреспонденты, считали, что находимся в тылу. Когда отправлялись на передовую, получали командировочные предписания… Редакция наша выглядела своеобразно: 10 грузовых машин: машина — типография, машина — наборный цех, машина — цинкография, машина — движок... А фотолаборатории не было. Ее мне всякий раз приходилось строить самой. В деревнях использовала чуланы, которые завешивала плащ-палатками, в городах — искала темные подвальные углы...»

Возникали во время работы и смертельно опасные ситуации:

«Случай произошел на Украине. Где-то у самой передовой я, пристроившись за каким-то блиндажом, снимала солдат, отличившихся во вчерашнем бою: такие портреты мы давали в нашей газете практически в каждом номере. Вдруг налетели фашистские самолеты, чего я, занятая своей работой, даже и не заметила, но команду «Всем в укрытие!», к счастью, услыхала. Пулей влетела в блиндаж — это было так стремительно, что даже не почувствовала, что с меня слетела пилотка. Плюхнулась в угол, только успев заметить, что в противоположном углу сидит за телефоном связист и еще какие-то солдаты, и тут раздался страшный грохот: прямо в блиндаж угодила бомба. В себя пришла, только почувствовав, что меня откапывают. Когда меня вытащили, то я узнала, что никого больше в живых из этого блиндажа не осталось… Немного отдышавшись, стала искать свою пилотку — и, как это ни удивительно, нашла, правда, она оказалась разорванной осколком бомбы. Чинить ее я не стала, сохранила на память о том дне…»

А вот еще примечательная фраза из воспоминаний Ольги Александровны: «На войне я под мужика не рядилась. И женского облика не теряла». Действительно, на фотографии во фронтовой обстановке лейтенант административной службы Ольга Ландер запечатлена в ладно подогнанной по фигуре шинели с кокетливо надетой чуть набекрень пилоткой. Однако всей этой красотой приходилось время от времени жертвовать ради выполнения заданий.

Например, как-то раз фотокорреспондентке пришлось ползти несколько сотен метров прямо по грязи, чтобы добраться через простреливаемый немцами участок до НП командира 236-й дивизии генерала Фесина. В редакции узнали, что ему только что присвоено звание Героя Советского Союза, и поручили Ольге Ландер сделать фото комдива-«именинника» для очередного номера газеты.

Наши саперы разминируют территорию Болгарии. Август 1944 г. Фото: Ольга Ландер

А в другом случае молодой женщине дали и вовсе немыслимое задание из тех самых: «Пойди туда — не знаю куда…» Дело было в 1944-м под Кривым Рогом, в сезон тотальной распутицы. Ольге приказали отыскать конно-механизированный корпус прославленного генерала Плиева, шедший из своего очередного рейда как раз через расположение частей фронта. Получив письменное предписание редактора и убедившись, что на машине по такой грязище никуда не доедешь, Ландер отправилась выполнять задание пешком. Ее рейд продлился 7 суток! Но до плиевских казаков-удальцов Ольга все-таки добралась и заказанные газетой фотографии сделала.

Пехотинцы на войне ведут подсчет убитых врагов; танкисты — уничтоженных неприятельских машин, орудий, танков; летчики — сбитых самолетов противника. У фронтового фотокорреспондента иной боевой счет — количество фотографий, которые были напечатаны на страницах газеты. И здесь у лейтенанта О.Ландер заслуги оказались весьма впечатляющие: например, только за один весенний месяц 1943 года в «Советском воине» был опубликован 21 ее снимок!

Успешная работа Ольги Александровны в самой непростой боевой обстановке была отмечена двумя орденами и несколькими медалями.

Из наградного листа:

«Лейтенант административной службы т. Ландер неоднократно отличалась смелым выполнением заданий редакции в условиях боевых действий частей и готовностью всегда выполнить любое поручение командования, несмотря ни на слабость своего здоровья, ни на трудности.

Фотоснимки т. Ландер стоят выше работ всех других фотокорреспондентов фронта по оригинальности и качеству.

Помимо снабжения фотоснимками своей газеты т. Ландер часто печатает их в «Красной Звезде», а также выполняет другие задания, не связанные прямо с газетой, но тем не менее важные и необходимые.

Тов. Ландер вполне заслуживает награждения ее орденом Красной Звезды.

Ответственный редактор газеты «Советский воин» гвардии подполковник Н.Филиппов. 12 апреля 1945 г.».

Вместе с войсками фронта О.Ландер участвовала в операциях по освобождению столиц нескольких европейских государств — Будапешта, Белграда… Великий День Победы она встретила в Вене.

После окончания войны Ольга Александровна не сразу вернулась домой. Вплоть до 1948 года она продолжала работать в редакции «Советского воина», который теперь превратился в газету Южной группы советских войск, дислоцирующейся на территории Румынии.

Демобилизовавшись, продолжила свою фоторепортерскую карьеру. На протяжении многих лет работала в газете «Советская Россия».

О.А.Ландер скончалась в 1996 году.

Сюжет:

100 лет «МК»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28158 от 23 декабря 2019

Заголовок в газете: Охотники за мгновениями войны

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру