— Этот законопроект уже на выходе, он прошел все три чтения в Госдуме, сейчас находится на утверждении в Совете Федерации, и вполне вероятно, что еще в этом году попадет на подпись к Президенту РФ, — говорит Владимир Збойков.
— Сколько человек у нас в стране коллекционируют камни?
— Примерно 300 тысяч человек, и почти все коллекции как раз состоят из полудрагоценных камней. Во всем мире движение по коллекционированию минералов рассматривается как природоохранная деятельность, возможность сохранения в государственных и частных коллекциях красивейших частиц природы, запасы которых сокращаются. Во все времена, и в царской России, и в Советском Союзе, полудрагоценные камни были просто определенным товаром. Их оборот никак не регулировался. Кто угодно мог их покупать, и кому угодно можно было их продавать. Исключение составляли драгоценные камни, к которым относятся алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты. Все остальное — полудрагоценные камни, которые свободно продавались на всевозможных выставках.
Когда люди покупали эти минералы в коллекцию, никто не спрашивал, добыты они легально или нелегально. Не было такой необходимости. Соответственно, никто не выдавал и соответствующих документов и чеков.
— Но есть ведь лицензии на добычу.
— На многие камни у нас вообще никогда и никому лицензии не выдавались. Их мог просто подобрать в горах любой гражданин. И никому в голову не приходило называть их самовольно добытыми камнями. Тот же нефрит, например, встречается в виде отдельных валунов. А теперь за куплю, продажу или хранение самовольно добытых минералов можно понести сначала административную, а потом и уголовную ответственность. Получить крупный штраф, обязательные работы до 480 часов, а также два года лишения свободы.
То есть к любому человеку, который хранит у себя в коллекции какой-то камень, могут прийти и сказать: «А покажите документы, не является ли он самовольно добытым?» Любого из 300 тысяч коллекционеров, кто захочет продать из своей коллекции камень, можно подловить и посадить. Таким образом, большое количество россиян могут легко стать жертвами недобросовестного поведения тех, кто будет вправе возбуждать уголовные дела по одному только подозрению в хранении «самовольно добытых полудрагоценных камней».