30 рублей для фамилии
Из протокола объединенного заседания бюро Московского областного и городского комитетов ВЛКСМ от 16 декабря 1939 года:
«Слушали: Утверждение работников редакции газеты «Московский комсомолец»
Постановили: ...Утвердить зав. Иллюстрационным отделом … т. Хомзор-Хомутова Георгия Марковича 1914 г. р., члена ВЛКСМ с 1937 г., образование среднее...»
Согласимся, странная фамилия у этого мастера фотосъемки. Однако по поводу ее появления можно найти вполне конкретные объяснения от его сослуживцев.
Согласно их версии, когда-то Георгий Хомутов работал в редакции газеты фотографом-ретушером. Среди обязанностей его была в том числе и обработка снимков, которые предстояло публиковать в очередном номере: с помощью ретуши сделать фотоотпечаток более контрастным, четким... На выполнение подобных работ существовали конкретные расценки. Чтобы при расчете гонораров его не обделили, мастер на обороте каждой отретушированной фотографии делал пометку: «Хом. 30 р.» — то есть Хомутову причитается 30 рублей. На взгляд обычного человека, такая надпись легко читалась как «Хомзор». Это слово коллеги сперва использовали в качестве прозвища, а позднее Георгий Маркович решил добавить его к своей фамилии. Так и превратился он в Хомзор-Хомутова.
Биография этого легендарного военного корреспондента в справочной литературе дается лаконично.
Родился в 1914 году в селе Ивашки Харьковской губернии. 16-летним парнем перебрался в Москву, здесь освоил премудрости фотосъемки и навыки ретуширования, без которых тогдашнему профессиональному фотографу невозможно обойтись. С 1938 года работал в «Известиях», но потом ушел оттуда. А во время Великой Отечественной служил в редакции «Красной Звезды».
Однако, как видно из процитированного выше документа, было накануне войны еще одно место работы будущего знаменитого мастера. Период пребывания Хомзор-Хомутова в штате редакции «Московского комсомольца» точно установить пока не удалось. Скорее всего, он был призван в армию и ушел из «МК» буквально через пару недель после нападения гитлеровцев на СССР.
Косвенные подтверждения этому находим в наградном деле, размещенном на сайте «Память народа». Там указано, что Хомзор-Хомутов мобилизован в июле 1941 года по месту призыва: ЦК ВЛКСМ. Значит, скорее всего, на тот момент Георгий Маркович трудился в подведомственной Цекамолу газете.
Из того же наградного дела явствует, что Г.М.Хомзор-Хомутов прибыл в действующую армию 23 июля. А дальше начались его военные приключения.
Впрочем, прежде чем рассказывать о них, стоит упомянуть один эпизод, который, видимо, и стал первопричиной появления Хомзор-Хомутова в редакции «МК».
Осенью 1939-го случился у известинского фоторетушера конфуз на работе.
В Москве в это время находился германский министр иностранных дел Риббентроп. Руководителям центральных газет из Кремля «по секрету» заранее сообщили, что будет заключен важнейший советско-германский договор (тот самый печально знаменитый пакт Молотова—Риббентропа). Редактор поручил Георгию Марковичу подготовить в качестве иллюстрации для будущей статьи об этом событии схематическую карту с обозначением линии разграничения «между обоюдными государственными интересами». Однако из компетентных инстанций информацию о том, как именно будет проходить эта граница, прислали с опозданием, так что времени на детальное воспроизведение ее уже не оставалось. Хомзор-Хомутов провел на карте-схеме будущую пограничную черту на глазок — и в таком виде картинку опубликовали в «Известиях». А спустя несколько дней в наш Наркомат иностранных дел пришел официальный протест из германского посольства: на известинской карте два города почему-то оказались показаны не на немецкой стороне, а на советской. Как выяснилось в результате проведенного расследования инцидента, Хомзор-Хомутов в спешке «прирезал» к СССР часть территории, отходящей по договору к Германии.
Конечно, такое ЧП не могло остаться без последствий. Незадачливого фотографа-ретушера уволили. Все могло закончиться для него и еще более печально, однако, как вспоминал позднее тогдашний главред «Известий», Сталин, когда ему доложили о случившемся, воспринял это без гнева и даже улыбнулся.
Вернемся теперь в военные годы. Призванного в армию Хомзор-Хомутова почти сразу же направили в военно-политическое училище. Окончив его и получив офицерское звание, Георгий Маркович был в 1942 году направлен служить фронтовым фотокорреспондентом «Красной Звезды».
Его командировали сначала на Калининский фронт. Там фотокору как-то довелось пообщаться со знаменитым полководцем Великой Отечественной И.С.Коневым. Пути человека с «Лейкой» и будущего маршала пересеклись в одной из боевых частей. Командующий фронтом, приехав сюда, захотел лично вручить награды некоторым из отличившихся солдат и офицеров. Конечно, Хомзор не мог упустить такой момент и не сделать несколько живых снимков. Правда, при этом очень нервничал и старался снимать украдкой: ведь кто-то из штабных предупредил, что Конев якобы не любит, когда его фотографируют (как выяснилось потом, это была шутка).
Командующий, конечно, присутствие фотокорреспондента заметил, но ничего ему не сказал, а через день Георгия Марковича вызвали в штаб фронта. Его провели к Коневу. Генерал поинтересовался: как зовут, давно ли на его фронте? А потом спросил: фотографировал ли корреспондент вчера в дивизии награждение и может ли показать какие-то снимки?
После этого Хомзор-Хомутов помчался в Москву, всю ночь провел в лаборатории, напечатав несколько десятков кадров с Коневым, с эпизодами, отснятыми ранее в его войсках. Потом вернулся в штаб фронта и продемонстрировал всю эту коллекцию командующему. Генералу понравилось, несколько фотографий он даже оставил себе на память. А для фотокора эта коневская история обернулась неожиданным бонусом: военачальник приказал выделить в его распоряжение для поездок по частям фронта резервную легковушку из автобатальона.
Потом Г.М.Хомзор-Хомутов долгое время был прикреплен к 1-му Украинскому фронту, с его войсками участвовал в форсировании Днепра, взятии Киева, дошел до Берлина и наконец участвовал в освобождении Праги.
Первой боевой наградой Хомзор-Хомутова стал орден Красной Звезды. Он получил эту «звездочку» за участие в боевых операциях по освобождению Правобережной Украины. Как указано в наградном листе, «съемки производились в исключительно трудных условиях, при непосредственной опасности». Во время одного из вылетов на фронт под Винницу самолет, на котором летел старший лейтенант Хомзор-Хомутов, едва не был сбит: попав под обстрел, он получил многочисленные пробоины.
Позднее, уже после Победы, Георгий Маркович — один из немногих фронтовых фотокорреспондентов — получил орден Красного Знамени. И здесь ему помогла та давняя встреча с И.С.Коневым. Оказывается, маршал не забыл фотокора, отмечал его снимки, публикуемые в газете. На наградном листе, в котором по представлению Политуправления фронта майор Хомзор-Хомутов должен был получить орден Отечественной войны II степени, легендарный полководец собственноручно сделал исправление, вычеркнув эту награду и вписав другую, более высокую — орден Красного Знамени.
Дальнейшая журналистская карьера Г.М.Хомзор-Хомутова тесно связана с «Известиями». Он вновь пришел в эту газету в 1959-м фотокорреспондентом. Спустя время стал заведовать отделом иллюстраций.
Скончался Георгий Маркович в 1990 году.
(Продолжение следует.)