Иерусалимский храм представлял собой центр религиозной жизни еврейского народа между X веком до нашей эры и I веком нашей эры. Он играет огромную роль в иудаизме, и после своего появления стал единственным разрешённым местом жертвоприношений, которые приносились коэнами и левитами. После периода завоеваний Александра Македонского примерно в 332 году до нашей эры Иудея подпала под власть греков. Долгое время эллинистические цари относились к Храму с уважением и посылали туда богатые дары, однако в 169 году до нашей эры на его территорию вторгся правящий в тот период сирийский царь Антиох IV Эпифан. Он конфисковал драгоценные храмовые сосуды, а два года спустя он осквернил храм, поставив на Жертвенник всесожжения небольшой алтарь Зевса Олимпийского
Вскоре против Антиоха Эпифана восстал Иуда Маккавей. Он одержал несколько побед и добился заключения мира, во время которого очистил Иерусалимский храм, поставил новый Жертвенник всесожжения и изготовил новую утварь для святилища. Ровно через три года после осквернения Храма сирийцами он был освящён, и в нём были возобновлены жертвоприношения и зажигание меноры.
Иудеи верят, что после очищения Храма Иуда Маккавей и его воины нашли лишь один небольшой кувшин с ритуально чистым маслом, которое годилось бы для того, чтобы зажечь менору. Он был так мал, что его могло хватить только на один день горения меноры, однако она горела восемь дней - именно столько времени требовалось для приготовления нового чистого масла. Об этом событии вспоминают как о чуде Хануки, и в память о нём этот праздник отмечают в течение восьми дней.
Ханука считается одним из «самых весёлых» праздников в иудаизме, поскольку последователи этой религии вспоминают, как рады были иудеи вернуться к соблюдению своих традиций. Это отчасти роднит праздник с Пуримом - в каждый из этих праздников принято веселиться, из-за чего их иногда называют "детскими". В Израиле оба они, как правило, являются рабочими днями, но детям в них позволяется не ходить в школу.
Хотя, в отличие от некоторых других праздничных дней, на Хануку нет обязанности устраивать праздничную трапезу, многие представители иудаизма считают, что верующим евреям в этот день следует накрыть праздничный стол.
На протяжении всех восьми дней праздника принято зажигать свечи в ханукии в память о чуде, произошедшем в дни Хануки. Порядок зажигания следующий: в первый день зажигается одна свеча, во второй — две, и так далее до восьми.
Ежегодный календарь евреев является лунно-солнечным, благодаря этому каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Согласно этому календарю, новый день начинается с заката солнца, в связи с чем начало праздников в иудаизме приходится на вечер.
Читайте материал "В Государственном Кремлевском дворце состоится торжественная церемония награждения лауреатов премии Федерации еврейских общин России «Скрипач на крыше»"