Сегодня мало кто сомневается: изгнание из школы медиков в рамках «оптимизации» расходов на образование привело к серьезнейшим последствиям для здоровья детей, а в ряде случаев и к гибели школьников. В самом деле, до «оптимизации» на каждую школу приходилось по одной медсестре и по 0,5 ставки врача. Сейчас врачей не стало вовсе, а одна медсестра приходится на 6–8 школ и 14 садиков. А это, если называть вещи своими именами, означает одно: школьная медицина стала чисто номинальной, и оказать медицинскую помощь ребенку на месте, случись в том нужда, некому. «Нужда» же случается постоянно, ибо нынешние дети гораздо болезненнее прежних.
Выход из ситуации, быстро превратившейся в патовую, предложил законопроект об охране здоровья детей в образовательных организациях. Причем выход простой, как все гениальное: за отсутствием в школах медперсонала переложить оказание медпомощи на учителей — благо, в силу прочих разных своих нагрузок те постоянно ошиваются в школе, расползаясь по домам лишь к ночи. Расходов на содержание медкабинетов тоже не прибавится, ведь учителя можно использовать в медицинских целях за его же зарплату. Короче, роскошный вариант!
Правда, авторы законопроекта подчеркивают: оказание первой помощи ребенку будет не обязанностью, а лишь специально прописанным правом педагога. Но верится в это с трудом. Во-первых, потому что такое право у учителя (как и у любого другого гражданина) имеется и так. Во-вторых, из других пунктов законопроекта «явствует, что это будет не право, а обязанность учителя», подметили в Минпросвещения. А в сопроводительной записке авторы законопроекта прямо говорят: предлагаемые ими новшества «устанавливают обязанность педагогических работников по оказанию первой помощи». Ну а где обязанность, там и наказание за ее неисполнение. Или исполнение, но некачественное. Так что не сомневайтесь: оказал какой-нибудь трудовик (математик, обществовед и т.п.) ребенку с эпилепсией первую медицинскую помощь, а тот умер. И пошел педагог по этапу.
— Опасность оказания неквалифицированной медпомощи может быть еще опаснее, чем простое ожидание бригады «скорой помощи»,— предупредила замглавы всероссийского профсоюза «Образование» Татьяна Куприянова. — Оказывать медицинскую помощь должны не учителя, а медики! И они должны вернуться в школу! Нельзя перекладывать с больной головы на здоровую!
Действительно, медицинскими проблемами детей (и взрослых, к слову сказать, тоже) должны заниматься не педагоги (парикмахеры, сталевары, космонавты, вагоновожатые и т.п.), а специально обученные люди — врачи. Это первая мысль, на которую наводит законопроект. Но есть и вторая: ну сколько можно грузить учителей все новыми и новыми обязанностями?!
— Теперь учителя еще будут оказывать первую помощь! Ну давайте заставим их и школы строить!— возмутился депутат Гаджимет Сафаралиев.— Это же абсурд!
— Ситуация мне ясна. Этот законопроект — продолжение оптимизации: врача в школе нет, а учитель есть. Вот пусть он и оказывает медицинскую помощь!— подытожил обсуждение глава комитета Вячеслав Никонов.
Как тут не вспомнить гениального Лескова: «Придумали завести в этой школе такого учителя, чтобы он за одну учительскую зарплату был также церковным сторожем, а кстати также был бы летом звонарем, подметал бы церковь и ходил у дьякона, у батюшек и у старосты на посылках».
И после этого кто-то еще говорит, что мы утеряли свои исторические корни и традиции! Живы, живы они! Никуда не делись!