«Во время сражений корреспонденты шли вместе с армией»

Союз журналистов Москвы вспомнил о роли прессы в Великой Отечественной войны

В четверг, 5 декабря 2019 года, в Центральном доме журналистов прошёл круглый стол «Первый шаг к Берлину», посвященный 78-й годовщине битвы под Москвой. В Домжуре открылась и выставка, посвященная грядущему 75-летию Победы, составленная из фотографий фондов Фотоцентра на Гоголевском бульваре.

Союз журналистов Москвы вспомнил о роли прессы в Великой Отечественной войны

«Эта встреча одна из самых знаковых наряду с 9 мая. У нас есть замечательный архив, и мы не дадим ему пропасть – постараемся, чтобы в честь 75-летия Победы удалось организовать несколько выставок. Главное, что к нам приехали ветераны», -- отметила первый секретарь Союза журналистов Москвы Людмила Щербина.

Среди гостей круглого стола – ветеран Степан Андреевич Тюшкевич, которому в декабре исполняется 102 года. Он воевал с июня 1941 года и, по его словам, СМИ сыграли значительную роль в создании победы в битве под Москвой.

- Печать и политработники осуществляли разъяснения о характере войны, о том, что фронт и тыл едины, что мы победим. Война началась, были неудачи. Но что это означает? Каждый удар бил по наступательному потенциалу немецкой армии. Печать поддерживала нашу идею, превращала её в материальную силу, - рассказал Тюшкевич. - Уже здесь, под Москвой, во время одного из маршей мы остановились в доме учителя. Там была библиотека, я увидел книгу о Москве – с эпиграфом, что она простоит до того дня, когда все империи мира должны погибнуть. И 5 декабря началась наша операция. Вот это и есть наша «ярость благородная». Отступать некуда – позади Москва.

Слова 102-летнего ветерана прозвучали торжественно и трогательно, и с ним согласились специалисты, родившиеся уже после войны, но всерьёз исследовавшие феномен победы в битве под Москвой в декабре 1941 года. По словам историка Николая Илиевского, никакого феномена и не было – была закономерность.

- В нашем восприятии 1941 год имеет трагическую окраску. Но победа под Москвой – это закономерный итог 1941 года. Ее готовили все, кто отдал свои жизни. Большинство из тех, кто попали в плен. Те, кто сражался с врагом. Когда мы говорим о тяжести 1941 года, мы не осознаем, насколько трудно было преодолеть тяжесть утрат, преодолеть себя. И победить – практически в одиночку, потому что помощь наших союзников была незначительной. Мы победили под Москвой, потому что выдержали страшный удар. Польша знала, что немцы нападут – но свалилась. Франция и Великобритания 8 месяцев вели войну – но не выдержали. Но мы были готовы к борьбе. Сражались в любых обстоятельствах, в любых условиях.

Другим ветеранам – членам Союза журналистов Москвы – от 91 до 98 лет. Хотя войну они встретили совсем молодыми, воспоминания о ней сохранили. Так что запись выступлений Молотова и Сталина в июне 1941 года, равно как и звуки «Священной войны», которыми неизменно начинается любое соответствующее мероприятие – не просто символы для них, а живые воспоминания, легко воскресающие даже 78 лет спустя.

Председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев отметил, выступая перед ветеранами, что оценить роль прессы во время войны можно по документальным материалам и снятым фотографиям и кинохроникам, на которых видно – работали журналисты непосредственно на поле боя.

- Наши журналисты были впереди: чтобы снять самые страшные моменты наступления, они шли вместе с армией – и смогли запечатлеть тот подвиг. На кадрах видно, что осталось от пленных захватчиков – и показаны лица наших бойцов, которые были ранены, но сумели совершить свой подвиг, принести нам победу. Ну а сегодня нам, журналистам, приходится защищать ветеранов – и мы пишем о вас, чтобы никто и ничто не был забыт, - сказал он

Не менее актуальна сегодня и другая проблема – огромное количество солдат и офицеров, которые до сих пор не захоронены как следует: те, кто так и остался на поле боя и числится бесследно пропавшими.

«Поднимать» бойцов и перезахоранивать их – задача, которую сегодня решают и волонтеры, и специалисты. Одновременно с этим стоит проблема сохранения той памяти материальной – источников личного происхождения: писем, дневников, орденов, элементов обмундирования и других артефактов военного времени, которые сейчас хранятся в семьях ныне живущих или уже скончавшихся ветеранов. По словам Натальи Лукьяновой, директора центрального государственного архива Московской области, архивисты готовы работать с ветеранами, которые хотели бы передать свои семейные реликвии на хранение – чтобы памятные вещи пережили не только их, но и сохранились бы для следующих поколений.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру