"В эту ночь его не занимала Любушка из ближнего села"

"Огненный тракторист" Ивана Молчанова

Все комсомольские поэты 20-х годов — авторы «МК», оставившие след на страницах нашей газеты, за редким исключением, появились на свет далеко от Москвы. Они рождались в губернских городах и поселках, не помеченных на географических картах, в «местах не столь отдаленных» Сибири и в «столице Юга России» — черноморской Одессе.

"Огненный тракторист" Ивана Молчанова
Фото: из фонда Государственного архива Архангельской области

Иван Молчанов, подтверждающий это правило, родом из лесной деревушки Архангельской губернии. Биография его типична для бедняков до революции — пас скот, служил «казачком» у богатого купца, когда подрос, выгружал с матерью дрова на железнодорожной станции…

В 16 лет ушел добровольцем защищать советскую власть от высадившихся в Архангельске англичан и белых. После тяжелого ранения возвращается на родину, вступает в комсомол, избирается секретарем райкома, учится на курсах политпросвета и направляется в губернскую газету «Волна». А далее привожу выдержку из биографии, составленной научной библиотекой Архангельска:

«Молодой поэт посещает литературную студию Пролеткульта, публикует свои стихи в местной печати и московских газетах «Гудок» и «Юношеская правда». …Архангельский губком партии посылает Молчанова на учебу в Москву, в Государственный институт журналистики. В столице вступает в литературную группу «Молодая гвардия». Стихи его печатаются в «Правде», «Молодом ленинце»… Это значит, вошел в круг авторов нашей газеты, поэтов Жарова, Безыменского, Шведова, прозаиков Артема Веселого, Шолохова и Кудашева, его лучшего друга.

Далее цитирую наделавшие много шума стихи Ивана Молчанова «Свидание»:

Закат зарею прежней вышит,

Но я не тот. И ты — не та,

И прежний ветер не колышет

Траву под веером куста.

У этой речки говорливой

Я не сидел давно с тобой...

Ты стала слишком некрасивой

В своей косынке голубой.

Было это откровение ничем не похоже на прежние стихи юного Ивана и всех комсомольских поэтов, не писавших о любви и тем более откровенно не признающихся в измене:

Я, милая, люблю другую,

Она красивей и стройней,

И стягивает грудь тугую

Жакет изысканный на ней.

У ней в лице не много крови

И руки тонки и легки,

Зато — в безвыходном подбровьи

Текут две темные реки.

Избранница носит модную одежду, родилась красавицей, ее тонкие руки не огрубели от работы на фабрике. Белизна бескровного лица выдает явно непролетарское происхождение, так ценимое в государстве после победы революции рабочих и крестьян. И еще: девушка не только хороша собой, модно одевается, она еще и состоятельна:

У этой речки говорливой

Я песни новые пою.

И той, богатой и красивой,

Я прежний пламень отдаю.

Иван, ребенком просивший милостыню, подростком на железной дороге заправлявший дровами топки паровозов, в юности сражавшийся на Гражданской войне и раненный, — устал от такой безрадостной полуголодной жизни. Он откровенно, «во весь голос» заявляет:

За боль годов, за все невзгоды

Глухим сомнениям не быть!

Под этим мирным небосводом

Хочу смеяться и любить.

Вот такое неожиданное признание комсомольца дало повод «поэту революции» Маяковскому взяться за перо и занести имя Молчанова со знаком минус в анналы русской литературы. Так появились стихи:

Слышал — вас Молчанов бросил,

Будто он предпринял это,

Видя, что у вас под осень

Нет «изячного» жакета.

На косынку цвета синьки

Смотрит он и цедит еле:

— Что вы ходите в косынке?

Да и… мордой постарели…

Какой совет, какое утешение слышит несчастная девушка от умудренного жизнью и искушенного в любви поэта?

Брошенная, не бойтесь красивого слога поэта, музой венча́нного!

Просто и строго ответьте на лиру Молчанова:

— Прекратите ваши трели! Я не знаю, я стара ли,

Но вы, Молчанов, постарели, вы и ваши пасторали….

Чем, служа у муз по найму, на мое тряпье коситься,

Вы б индустриальным займом помогли рожденью ситцев.

Спустя три года Маяковский смертельно устал раздувать из неясной искры пламя. И свел счеты с жизнью. А у Ивана Молчанова она только начиналась, у него печатались стихи в нашей и других газетах, журналах, выходили сборники стихов. В 1930 году, когда произошло самоубийство великого поэта, сочинил поэму, далекую от эротического «Свидания».

Поводом послужил «Огненный тракторист». Под таким названием прочел Иван Молчанов жуткую историю, случившуюся в Тюменской области. Когда началась коллективизация, комсомольца Петра Дьякова, единственного, кто мог в коммуне пахать на тракторе, кулаки избили, облили бензином и подожгли:

В эту ночь его не занимала

Любушка из ближнего села:

Полоса невспаханной лежала,

Молодого пахаря ждала.

Вывел Петр из-под навеса рослого железного коня, не водой из колодца, а бензином напоил и выехал под покровом ночи в поле с песней. Ее слова пришлись по душе Владимиру Захарову, руководителю знаменитого хора народной песни имени Пятницкого; он сочинил мелодию, и его артисты прославили на всю страну и тракториста, и автора стихов.

Прокати нас, Петруша, на тракторе,

До околицы нас прокати!

Прокати нас до речки, до лесенки,

Где горят серебром тополя.

Запевайте-ка, девушки, песенки

Про коммуну, про наши поля!

Девушки песенки допели, Петру ни петь, ни жить не дали.

Поле, поле, что ж ты замолчало?

Жарко, что ль, от страшного костра?

На заре на утренней не стало

Комсомольца Дьякова Петра.

Песня «Прокати нас, Петруша, на тракторе», исполненная по Всесоюзному радио и всеми радиостанциями страны, стала народной.

Комсомольцы заканчивали песней, как гимном, свои собрания. О чем написал в «Воспоминаниях» не кто иной, как Леонид Ильич Брежнев:

«Вместе с другими комсомольцами я сталкивался с кулаками на полях, спорил с ними на сельских сходах. Нам угрожали кольями, вилами, злобными записками, камнями, брошенными в окно. Однажды прочитали в газетах, что в соседней Тюменской области кулаки совершили гнусное преступление — одно из первых прогремевших тогда, в период массовой коллективизации, на всю страну… А вскоре появилась «Песня о том трактористе». Мы полюбили ее и пели без конца, притом часто стоя — в память о герое коллективизации…»

В первые дни Отечественной войны живший в Москве поэт пошел добровольцем на фронт в рядах народного ополчения Краснопресненского района. Войну с наградами закончил в Праге военным корреспондентом армейской газеты «Суворовский натиск».

Второй раз волна славы накрыла Ивана Молчанова четверть века спустя после выхода поэмы «Петр Дьяков». В «Комсомольской правде», редактируемой Алексеем Аджубеем, появилась на полосу статья под давним заголовком «Огненный тракторист». Она напомнила новому поколению советских людей о давней трагедии. Корреспонденты нашли героя, он строил Магнитку, воевал, вернулся домой в орденах и медалях, в мирные годы удостоился ордена Ленина.

Спустя еще тридцать лет, когда в годы перестройки здравствовали и Иван Молчанов, и Петр Дьяков, стало известно: в истории, давшей повод написать статью, поэму и песню, все было не совсем так. Кулаки не поджигали комсомольца. Из материалов следствия явствует: «Благодаря своей неопытности, при смотре бензина или керосина посредством освещения в резервуар спичкой произошла вспышка, которая бросилась на его (Дьякова) костюм с последствием ожога тела».

Всей правды Иван Никанорович Молчанов не знал и благодаря этому сочинил шедевр. За минуту можно в этом убедиться, запросив по Интернету: «Прокати нас, Петруша, на тракторе!» — и услышать песню в исполнении хора имени Пятницкого и хора Всесоюзного радио…

Сюжет:

100 лет «МК»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28142 от 4 декабря 2019

Заголовок в газете: «Огненный тракторист» Ивана Молчанова

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру