Жизнь - дорога: трудовой стаж Дмитрия Герштенцвейга превысил 68 лет

Но годы не ощущаются совсем

Дмитрий Сергеевич Герштенцвейг 14 лет строил мосты и дороги на Кубани. Еще 20 лет после этого он отвечал за содержание автодорог федерального значения в крае. После выхода на пенсию продолжает работать и вот уже без малого три десятка лет занимается инспектированием кубанских автомагистралей. Трудовой стаж Дмитрия Сергеевича превышает 68 лет…

Но годы не ощущаются совсем
Инспектор автодорожного надзора Дмитрий Герштенцвейг на своем рабочем месте.

О том, что делом всей его жизни станет дорожное строительство, Дмитрий Герштенцвейг даже не предполагал. Потомок древнего польско-немецкого дворянского рода Герштенцвейг-Енчминских, он родился в Болгарии. Туда в годы Гражданской войны вместе с первой волной белоэмиграции попал его отец — в ту пору 19-летний кадет Орловского кадетского корпуса. В чужой стране, ставшей его новым домом, юный кадет познакомился со своей будущей женой, которая вместе со своей матерью перебралась в Болгарию в 1924 году. Дмитрий Сергеевич вспоминает, что именно бабушка — исключительно одаренная и волевая женщина — сыграла значительную роль в становлении личности самого Дмитрия и его брата с сестрой.

Дети ходили в болгарскую школу, играли с болгарскими ребятами, но дома, по словам Дмитрия Сергеевича, бабушка наказывала все болгарское оставлять за порогом.

— Ничего, кроме русского, бабушка не признавала. И нас воспитывала в русском духе. Придем домой — бабушка с ремнем ждет: «Чтоб я дома болгарской речи не слышала!» Благодаря ей мы хорошо знали русский, — делится воспоминаниями Дмитрий Сергеевич.

В 1946 году настоящим событием для русских в Болгарии стал указ президиума Верховного Совета о восстановлении в правах на родине бывших граждан Российской империи и лиц, потерявших гражданство во время войны.

— Мы воспряли духом, — рассказывает Дмитрий Сергеевич, — сразу же обратились за получением гражданства и получили его в 1947 году. То есть с 1947-го был я гражданином СССР, потому и в болгарской армии не служил как иностранец…

После указа в Болгарии был создан Союз советских граждан — с уставом, утвержденным министерством внутренних дел, по всей стране стали создаваться клубы. Дмитрий Герштенцвейг, который в это время жил в Софии, активно включился в общественную работу. Он работал корреспондентом газеты «За Советскую Родину!», а параллельно был председателем молодежной организации и завотделом по работе с молодежью, участвовал в самодеятельности. В Софии он встретил свою судьбу — ту самую единственную женщину, с которой потом прожил душа в душу 57 лет…

Но все же приехать в СССР «болгарские русские» смогли только в 1955-м, после смерти Сталина, под эгидой целинников. В том году, вспоминает Дмитрий Герштенцвейг, каждый день в СССР отправлялись эшелоны с репатриантами: по 20–25 пассажирских вагонов и столько же багажных. В одном из эшелонов отправилась на историческую родину семья Дмитрия Сергеевича, а сам он, поскольку был в комитете по отправке, уехал последним эшелоном уже в августе 1955-го.

Так дюжина семей переселенцев оказалась по ту сторону Волги, почти на границе с Казахстаном.

— Наши вагоны ночью отцепили на станции. Утром пришел председатель — и первым делом спросил, за что нас сюда прислали, — рассказывает Дмитрий Герштенцвейг.

Оказалось, что председатель спутал репатриантов со спецпереселенцами, ведь только их он и встречал раньше… Вскоре все разъяснилось, и репатрианты стали потихоньку обживаться на новом месте. Проработав в совхозе около месяца, Дмитрий Сергеевич сумел выбраться в Ростовскую область, куда раньше прибыла его семья, а оттуда вместе с женой, которая ждала первенца, поехал в Туапсе, где, как он знал, жила родственница бабушки.

— Нам на родине обещали жилье и работу, но на деле все оказалось не так гладко, — делится воспоминаниями ветеран.

В Туапсе он попробовал найти работу по специальности — пришел в местную газету «Ленинский путь», но там штат оказался полным. Квартиру тоже пришлось искать съемную. Работы по местным клубам самодеятельности тоже не было.

И Дмитрий Сергеевич стал помощником машиниста в созданном в Туапсе за год до этого ДРСУ-4. Помог ему документ об окончании курсов машинистов-трактористов, полученный еще в Болгарии. Без него репатриант мог устроиться разве что учеником машиниста — с окладом 300 рублей вместо 600, положенных помощнику. Разница была ощутимой…

— Предстояло мне работать на колесном экскаваторе, — рассказывает Дмитрий Сергеевич, — сел в кабину и ужаснулся… Но привык. Через пять месяцев сдал экзамен на машиниста, а потом получил высший квалификационный 7-й разряд.

Добрый десяток лет отработал Дмитрий Герштенцвейг на строительстве автотрассы Новороссийск—Батуми, которую сами дорожники ласково называли «Черноморкой».

— Работа у нас тогда была веселая, — рассказывает ветеран. — В шесть утра нас забирала вахта (строили тогда участки дороги на Лазаревское и от Туапсе до Джубги). 50 км ехали на место, а потом, отработав 12 часов, возвращались назад. Рабочий день начинался в 8.00 и продолжался до часу ночи. На следующий день отсыпался — и снова на работу…

Пять лет отработал глава семьи машинистом экскаватора, а потом, не бросая профессии, пошел на подготовительные курсы и поступил в институт.

— В выходной день жена уходила с детьми гулять, чтобы не мешать мне, а я сидел над контрольными, — вспоминает Дмитрий Сергеевич.

Дотошного и ответственного работника, к тому же теперь и с дипломом, заметило начальство, и Герштенцвейгу предложили занять должность главного механика самого крупного в Туапсинском районе предприятия. Теперь у Дмитрия Сергеевича в подчинении оказались 600 рабочих (в том числе — семь линейных механиков), 40 бульдозеров и 17 экскаваторов.

В 1970 году Герштенцвейгу предложили перебраться в Краснодар и возглавить отдел в Азово-Черноморском управлении автомобильных дорог общегосударственного значения. Два года поработал он главным механиком всего управления, а потом еще двадцать лет — до выхода на пенсию в 1992 году — был заместителем начальника управления по содержанию автодорог.

Впрочем, отдохнуть на пенсии Дмитрий Сергеевич смог чуть меньше недели. Через пять дней он вернулся к работе в краснодарском отделении Российской транспортной инспекции Минтранса РФ. 28 лет трудится в должности инспектора автодорожного надзора. К слову, на Кубани протяженность дорог регионального значения гораздо больше — около 9 тысяч километров, однако именно на федеральные автотрассы приходится 50 процентов грузооборота и 60 процентов пассажирооборота на территории Кубани. Потому великую ответственность, которая ложится на плечи инспектора автодорожного надзора, сложно переоценить.

С кубанскими дорогами связаны 64 из 68 лет трудового стажа Дмитрия Герштенцвейга.

— Жизнь прожита долгая, — говорит Дмитрий Сергеевич, — вот мне уже 88 исполнилось…

Но годы не ощущаются совсем, если в твой день рождения тебе с поздравлениями звонят сто человек, считает он. А на вопрос о том, что еще хотел бы сделать, что успеть, отвечает так: наверное, найти силы поработать еще, чтобы приносить пользу людям подольше. А еще — хотелось бы посмотреть другие места, те, в которые не попал, путешествуя вместе с супругой во время отпусков. И, конечно, восстановить родословную своего рода, чтобы передать сведения о знаменитых предках новым поколениям Герштенцвейгов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28136 от 27 ноября 2019

Заголовок в газете: Человек, который делает дороги

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру