Кстати, первым, кто обнаружил удивительные способности лошади позитивно влиять на человека, был Гиппократ. В своих трактатах он указывал, что особенно полезно взаимодействие с лошадью меланхоликам, поскольку оно «развеивает мрачные мысли и просветляет разум». Знаменитый целитель также утверждал, что во время верховой езды человек быстрее восстанавливается после операций и ранений.
«У моего сына уменьшились приступы агрессии»
Юлия Бебехер, журналист и мама двоих детей, живущая сейчас в Израиле, поделилась с «МК» своим опытом общения с этими животными.
— Когда сыну было 5 лет, у него были проблемы с поведением, и мы обратились к невропатологу. Параллельно я начала изучать, какие занятия могли бы ему помочь. Одним из таких открытий стала иппотерапия. А вместе с братом стала ходить туда и дочка. Как правило, иппотерапия помогает расслабить малыша, если он находится в нервно-психическом напряжении, а контакт с лошадью прекрасно помогает при нарушении навыков общения у ребенка. В отличие от спортивной верховой езды, где в основные задачи входят все-таки достижения и призовые места, целью иппотерапии является именно реабилитация маленького человека — его души и тела.
— Как проходили занятия?
— Самое главное на занятиях иппотерапией — это уважение желаний ребенка, его фобий, его интересов. Пока он не будет психологически готов сесть на лошадь, никто не станет заставлять его.
На самых первых занятиях малышу рассказывают о повадках животного, что можно, что нельзя (как гладить, с какой стороны подходить и пр.), о лошадиной амуниции — для чего она служит и как ею пользоваться, учат ухаживать за лошадью: кормить, чистить копыта… Занятие длится 45–50 минут. На первом занятии тренер предлагает ребенку назвать свое имя, поздороваться с лошадью и дать ей морковку. Затем его сажают верхом. Основные упражнения направлены на максимальное расслабление маленького пациента. Для этого его кладут на лошадь, и он либо на спине на ней лежит, либо на животе. Тренер идет в это время рядом с лошадью, контролируя при помощи поводьев ее движения. При этом разговаривает с малышом, спрашивает, что он чувствует, нравится ли ему лошадка и т.д. Если ребенок — аутист, то это как раз может помочь ему формулировать и проговаривать свои эмоции и ощущения.
Когда он уже свободно может сидеть на лошади, упражнения усложняются: это езда с одной рукой, со сменой рук (координация движений), руки за голову, руки «в боки»… Ребенок учится поворачивать лошадь в нужном направлении, проговаривая вслух, что он хочет сделать, и прося об этом лошадку.
Чаще всего комплекс занятий составляет 16 встреч. Затем — перерыв в зависимости от диагноза.
— За чей счет в Израиле дети проходят иппотерапию?
— Как правило, детям с ментальными нарушениями иппотерапию оплачивает больничная касса, родители ничего не платят. Врач выписывает направление на занятия, и эти документы на каждом занятии заполняет иппотерапевт, вписывает свои наблюдения и рекомендации. Заниматься иппотерапией частным образом — очень дорогое удовольствие: от 40–50 евро за один 45-минутный урок…
— Какой эффект вы получили?
— Дети обожали эти занятия! Сын, правда, больше получал кайф от общения с тренером, чем от лошадей, — он ему очень нравился, — улыбается Юлия. — У сына улучшилась осанка, координация движений. Он перестал бояться высоты, у него уменьшились приступы агрессии. Ну а дочка получала удовольствие от всего — и от своих любимых лошадей, и от красивого вида вокруг, и от общения с тренером. Она потом еще два года занималась в школе верховой езды профессионально. Но это было очень дорого (около 120 евро в месяц за 4 занятия), и мы не потянули…
13-летняя дочь Юлии Шелли рассказала «МК», чем ей нравилась иппотерапия:
— Мне было 5 лет, поэтому начинала я с пони, а затем пересела на большую лошадь. Когда катаешься на лошади, то чувствуешь себя свободным, как будто ты убежал от всех и спрятался от своих проблем. У всех случаются неприятности, даже у детей, но такого ощущения, когда ты верхом на лошади, я больше нигде не испытывала. Мне кажется, что это лучший способ почувствовать свободу во всех отношениях. И, конечно, лошади — очень красивые и грациозные животные, с которыми обязательно нужно разговаривать наравне и никак не свысока.
Я помню, как на одном занятии у нас была лошадка, которая недавно родила жеребенка, и тренер на время занятия хотел отвести его в стойло. Жеребенок мог видеть свою маму, но маму-лошадь это не устраивало, она волновалась и не давала мне сесть на нее верхом. Мне предложили заменить ее, но я была маленькой и уперлась, сказав, что хочу только Милю (так звали лошадь). Наверное, Миля меня поняла: она взяла губами меня за рукав футболки и потянула к вольеру со своим жеребенком. Я заплакала и попросила тренера выпустить жеребенка к маме. Жеребенка выпустили, и он все занятие очень культурно ходил за своей мамой и мной на ее спине…
Конь вместо смартфона
Врач-нейроортопед, председатель Гильдии иппотерапевтов Новосибирской области Денис Евменов считает лечение с помощью лошадей очень эффективной методикой реабилитации. Но кроме лечения больных детишек, как оказалось, лошади могут стать настоящим спасением для детей, которые ведут малоподвижный образ жизни, предпочитая зависать в смартфонах и компьютерах. Доктор рассказал, как с помощью иппотерапии можно бороться с этим бичом технологического века.
— У нас сейчас чудовищно быстро растет категория двигательно дезадаптированных детей, — посетовал врач. — Это дети неловкие, с низким тонусом, которые отказываются ходить на тренировки. Они сидят в гаджетах, и родителей это устраивает. Имеют сложности с опорно-двигательным аппаратом: у них нарушения осанки, плоскостопие, потому что они очень вялые. Часто болеют. И у нас таких ребят все больше и больше. Это категория детей с так называемой сенсорной дезинтеграцией, и родители зачастую просто не знают, что с этим делать. Физически дети могут получить развитие — в том числе и своего мозга — за счет собственной двигательной активности. Поэтому иппотерапия может дать таким малышам толчок к формированию тонуса, движений, ловкости. Для них иппотерапия на начальном этапе — вообще спасение, а потом — как вариант занятий. Многие такие дети потом остаются в конном спорте.
История 14-летнего Леонида Аргетова из Подмосковья это подтверждает. Его мама Валентина рассказала нам, что сына было невозможно отвлечь от компьютерных игр, и она стала по-настоящему опасаться за его здоровье: мальчик был бледным, вялым, стал набирать вес, глаза все время красные…
— Многие его приятели тоже увлечены своими танками и прочими компьютерными битвами, но кто-то из них хоть в футбол играет по выходным или на роликах катается, а наш — ничего. С одной стороны, я была довольна, что сын все время дома сидит: мне так было спокойней, чем если бы он где-нибудь бродил по улицам. А с другой стороны, ну какой же мальчишка да без физических занятий! Я его одна воспитываю, и, наверное, тут не хватало отцовского примера.
И вы знаете, потом у нас все поменялось! Однажды я встретила давнишнюю подругу, у которой ребеночек-аутист, ну или какие-то там другие психические особенности, — так она мне рассказала, что ее девочка проходит сеансы иппотерапии, и лошади очень благоприятно на нее действуют: она стала спокойней, хорошо реагирует на животное, даже гладит его, хотя всего боялась раньше, а еще это для осанки полезно… Я тогда подумала, что ведь нашему Лене всегда нравились лошади — наверное, и обычным детям конный спорт тоже на пользу пойдет!
Сначала сын Валентины упирался, ленился ездить в Москву, но потом полюбил это дело. Теперь он уже три года как занимается верховой ездой, и мама очень довольна результатами.
— Он у нас и учиться стал лучше — видимо, правы доктора, что иппотерапия и мозги развивает, — улыбается мама. — И как-то добрей стал: у него там любимая лошадь есть, такая красивая, белая, он научился за ней ухаживать, копыта чистит таким специальным копытным крючком, кормит, гриву расчесывает… Фигура у него сейчас выправилась, и болеть реже стал, иммунитет укрепился.
«Лошади помогают ребенку-аутисту почувствовать свои руки-ноги»
Доктор Денис Евменов рассказал нам, что общение с лошадьми показано и тем детям, которых, возможно, вогнали в стресс родители: «Иппотерапия и здесь помогает: она отвлекает, создает возможность заботиться о ком-то. Но здесь идет работа не только с ребенком, но и с семьей».
Но, конечно, основной контингент детишек, которых спасает иппотерапия, это дети с разными формами ДЦП и ментальными нарушениями.
Мы расспросили Дениса Евменова: каким образом лошади помогают больным детям?
— Здесь много разнообразных факторов, — говорит врач. — Первый — биомеханический. Это когда мы передаем ребенку, который не умеет двигаться, определенную структуру движения. Причем на разных уровнях — начиная с ползания и заканчивая ходьбой. Если говорить о физическом воздействии, то здесь и движение лошади, и тепловое воздействие, и сенсорное — все это суммируется. Второй фактор — психогенный. Его мы очень широко используем у детей с аутистическими расстройствами, с умственной отсталостью. Лошадь прекрасно помогает в развитии познавательных функций. Сюда же я бы отнес воздействие поведенческое и управленческое. То есть ребенок, которым все управляют, в момент общения с лошадью может включиться в работу и управлять чем-то самостоятельно. И не просто управлять, а и заботиться, и нести ответственность.
— И с какими детьми можно работать в этом направлении?
— Чаще всего мы имеем дело с комбинированными нарушениями. Тот же ребенок с аутизмом имеет нарушения поведенческие и такие, которые не дают ему ощущать самого себя, когда он не чувствует схему своего тела, не ощущает себя как личность, как объект. У него мозг как бы живет отдельно от тела. И получается, что мы, проводя иппотерапию, комплексно воздействуем на ребенка, простраиваем ему схему тела, и он начинает «включаться» — чувствовать свои руки, ноги и так далее.
Детей с ДЦП с помощью иппотерапии мы учим движению с нуля. Потому что одно дело — восстановить движение после инсульта, а другое — научить с нуля мозг, который в принципе не понимает, что к чему.
— Какое воздействие иппотерапия производит на больных детишек?
— Вы же понимаете, что есть ребенок с ДЦП, который просто прихрамывает, а есть с тяжелой формой этого заболевания, который только лежит, и его надо переворачивать. Я как врач должен правильно поставить задачу. Если малыш с тяжелой формой ДЦП, который лежит и еле переворачивается, начал голову держать или приподниматься, эмоционально реагировать, то это уже победа. Та же самая история — с детишками-аутистами: раньше он всех кусал, метался, а тут, например, подошел к маме и сказал: «Мама, я тебя люблю». И она три дня плачет от счастья. Вроде мелочи, а для таких людей это колоссальный прорыв в развитии.
У нас есть интереснейшие пациенты, семья. Сделали ЭКО, родилась тройня, и у всех троих — ДЦП, и очень тяжелый. Можно представить, каково это для родителей. Они занимаются у нас. Я их уже 12 лет знаю — и, честно говоря, не ожидал, что они вытащат своих ребятишек, что те вообще будут разговаривать…
— Как можно объяснить, что именно лошадь больше всего подходит для терапии детей с ограниченными возможностями?
— Когда идет лошадь, она создает колебания — двигательные ощущения, которые практически на 100% воспроизводят движение человека, когда он идет. Если вы захотите проверить это на себе, сядете на лошадь без седла, прикроете глаза, кто-то возьмет лошадь под уздцы и проведет вас по территории — тогда вы почувствуете в своем теле ощущение ходьбы.
— С каких лет дети могут проходить иппотерапию?
— Если соблюдены определенные условия и есть специалист, который может с таким ребенком работать, мы можем брать и с шести месяцев. Но чаще всего к нам приходят начиная с полутора лет. Чем младше, тем лучше. Вообще, возраст малыша ограничивается здесь только особенностями ребенка: аллергическая готовность, склонность к инфекциям и так далее. И плюс не у всех клубов есть возможность соблюсти гигиенические требования, необходимые для шестимесячного малыша.
Существуют разные системы иппотерапии. Есть система, когда сидят на лошади. Если нам нужно давать ребенку импульсы посадки, ходьбы, он сидит. Но есть такие случаи, когда мы сразу понимаем, что малыш не будет ходить, но нам в любом случае нужно развить его. Поэтому мы развиваем у него определенные этапные навыки: ползание, переворот и так далее. В этом случае мы укладываем его на лошадь вдоль, поперек, задом наперед, стимулируя определенные рефлексы. В конце сеанса ребенка снимают с лошади или он сам спускается с нее, потом кормит лошадку морковкой, гладит ее…
Сеанс длится около 30 минут. Но если перед нами стоят задачи психологического характера, то малыш может и задержаться, чтобы пообщаться с лошадью. У детишек с синдромом Дауна, например, мы развиваем в первую очередь функции взаимодействия. Понятно, что у них имеются генетические ограничения, наложенные на развитие психики, но потренировать ребенка именно в социальном плане мы можем. Плюс из ребятишек с синдромом Дауна получаются очень хорошие спортсмены специальных олимпиад.
«Сын понимает, что он главный, что он может управлять лошадью»
У Ирины Комаровой из Нижнего Новгорода и ее мужа Николая — трое детей: старшая Вероника, которой 26 лет и у которой своя семья, 15-летняя Полина и 8-летний сынишка Семен, который родился с синдромом Дауна. По мнению Ирины, ее малыш мало чем отличается от обычных детей: «У него сложный характер — наравне с такими чертами, как нежность, открытость, присутствуют требовательность, упрямство, «не хочу, не буду»… Он такой же, как и обычные дети: те же чувства, те же потребности, те же желания. Но — долго думающий! Семен ходит в обычный детский сад, и развивают его так же, как и обычных ребятишек: музыкальные занятия, «пальчиковые» игры...»
До рождения сына Ирина занималась со старшими детьми верховой ездой и знала, что есть такая специализация, как иппотерапия. После рождения Семена родители выбрали ее как одно из направлений реабилитации. Занимались летом, в реабилитационном лагере для детишек с ДЦП и синдромом Дауна.
— В первый раз Семена посадили на лошадь в 4 года. Сначала он боялся лошадей, долго привыкал: наши дети боятся чего-то нового. Но потом все изменилось. Ребенок потянулся к животному, почувствовал психологический комфорт, уверенность, вошел в ритм совместно с конем. Иппотерапия — это та же зарядка на лошади, комплекс физических упражнений. Лошадь задает темп, дает определенную температуру, сын с ней контактирует. Занимаемся мы без седла, поэтому он всем телом чувствует движение животного и выполняет упражнения по команде тренера: поворачивается спиной, поднимает руки вверх… В процессе движения сын еще учится говорить: я даю тренеру программу, по которой мы с ним занимаемся. Теперь Семен подрос и не страшится, а готов обнять лошадь.
Ирина рассказала, какие плюсы она видит от летней «лошадиной терапии»:
— Это, во-первых, ровная спинка — он за лето очень выравнивается. Потом — это умение общаться с лошадью. Сын научился на нее садиться, управляет ей, держит уздечку. К нему приходит понимание того, что он главный, что он эту лошадь направляет. Это для него, конечно, удовлетворение, и Семен растет в своих глазах. Могу сказать, что и речь у него активизировалась. Еще иппотерапия улучшает моральное состояние ребенка: дети бегут с большим удовольствием на занятия. Я заметила, что ни один малыш не отказался от занятия на лошади. Дети катаются по очереди, передают друг другу лошадь — возникает чувство эстафеты, командного духа.
Семен говорит плохо, отдельными словосочетаниями, но «МК» он сказал о своей любви к лошадям так:
— Я поеду летом в деревню, сяду верхом на коня и поеду быстро-быстро! Я люблю лошадку, а лошадка любит сено и сахар. Я возьму кусочек и дам. Потом еще. Лошадь говорит «спасибо»…
«Не представляю, что было бы с Сашей, если бы она не села на лошадь»
Бывшая пациентка Дениса Евменова Александра Лазурина, которой сейчас уже 29 лет, поделилась с нами своей историей. У Саши с рождения — детский церебральный паралич, а иппотерапию она начала проходить с 12 лет. Девушка ходит, но серьезно хромает. Сейчас Александра профессионально занимается конным спортом: она исполнительный директор Федерации паралимпийского спорта Новосибирской области, чемпионка России по паралимпийской выездке 2019 года и член сборной России. И сейчас уже не мыслит своей жизни без непарнокопытных.
— Лечение ДЦП всегда связано с выполнением каких-то физических упражнений, которые приносят дискомфорт и боль, например, растяжки, другие упражнения — это всегда преодоление, — поделилась воспоминаниями о детстве девушка. — А на иппотерапию дети приходят с большим удовольствием! Это общение с большим, теплым, добрым животным, с природой. Твое тело работает всесторонне, но ты при этом не чувствуешь морального давления.
После того как я села на лошадь в 12 лет, постепенно начала ощущать положительные сдвиги: улучшилась координация, мне стало легче передвигаться. Какие-то повседневные задачи я выполняла все легче: подняться по лестнице, удержать равновесие, даже если нет перил… В 18 лет у меня была операция, и после нее я вернулась к иппотерапии. Лошади прекрасны, они располагают к себе. Они очень добрые — это особенность тех лошадей, которые подбираются именно под иппотерапию. Так получилось, что любовь к лошадям прошла красной нитью через всю мою жизнь.
«Лошадь тоже немножко аутист»
Психолог, инструктор по иппотерапии, педагог дополнительного образования, директор региональной общественной организации «Центр взаимной интеграции «Аккорд» Наталия Сладкова посетовала, что, к сожалению, иппотерапию в нашей стране чаще всего вынуждены оплачивать родители:
— На сегодняшний день иппотерапия в абсолютном большинстве российских регионов финансируется за счет родителей. Я считаю, это недопустимо. Потому что услуга очень эффективная, но и очень трудозатратная, дорогостоящая. На сегодняшний день в нашей организации мы держим для родителей планку 1200–1500 рублей за занятие. И, с одной стороны, это недорого, но с другой — для семей, которые живут на разовые подработки и пособия, это огромные деньги. Есть в стране и государственные центры, где иппотерапия оплачивается из бюджета. Мы сотрудничаем с Комитетом по социальной политике — разработали все, что нам показалось полезным для государства, в том числе подготовили проект регламента оказания услуги иппотерапии. Теперь мы ждем следующего шага от государственной машины, чтобы они использовали наши разработки и включили эту услугу в перечень услуг, оказываемых инвалидам.
По словам Наталии Сладковой, дети-инвалиды существенно ограничены в физической активности: они не гуляют, мало двигаются. А им физическая активность нужна как никому другому.
— Даже если бы иппотерапия использовалась не как специально организованная реабилитационная деятельность, а как фоновая физическая нагрузка, она бы решала море проблем, — уверена психолог. — Это и пребывание на воздухе, и физическая активность, и досуговый элемент, и анималотерапия — общение с живым и прекрасным…
— Сколько требуется сеансов обычно?
— Количество назначается индивидуально, в соответствии с рекомендациями врача. Желательно, чтобы это был минимальный курс от 12, а лучше от 20 занятий, потому что человечек попадает в совершенно чуждую для него среду, и ему нужно время на адаптацию. Чаще всего занимаются один раз в неделю — это обусловлено финансовыми сложностями. Увы, при занятиях менее двух раз в неделю эффективность снижается.
— Какие изменения вы наблюдаете у детей после сеансов?
— Иппотерапия не работает одна, но дает шикарный суммарный эффект от всего, что ребенок уже получает. И лечебная физкультура, и логопеды, и психологи — все это в совокупности «выстреливает». Иппотерапия хорошо стимулирует прежде всего двигательную активность, тренирует вестибулярный аппарат. Поэтому, если приходит ребеночек, который плохо ходит, понятно, что его походка улучшится при грамотном и систематическом реабилитационном воздействии.
Общение с лошадьми также хорошо стимулирует речевую активность малыша. Часто бывает, приходят родители детей с задержкой речевого развития, а потом смеются: как его теперь заставить помолчать?!
Еще существует хороший психологический эффект, поэтому иппотерапию рекомендуют при аутизме. Его невозможно вылечить, но проявить у человека интерес к миру лошадь может. Лошадь тоже немножко аутист, и они друг друга понимают, им хорошо вместе!
Без двигательной активности нет развития мозга. Даже просто от того, что человек находится на лошади, у него запускаются все процессы.
— Расскажите подробней о психологическом эффекте.
— Зачастую и дети, и взрослые люди с инвалидностью испытывают серьезную депрессию. И здесь лошадь тоже играет огромную роль. Когда человек попадает в живую природную среду, это оживляет его психологические потребности, желания, активность. Он как бы пробуждается! Мы все находимся в каких-то социальных рамках, стандартах. Нам трудно обнять даже близкого человека. А тут человек получает много активной радости от движения, от объятий с лошадью. Иппотерапия уникальна в этом смысле. Человек оживает, становится цельным.
…Как заметила психолог, позитивный эффект от общения с лошадьми распространяется, как круги по воде:
— Есть категория родителей детей-инвалидов, которые настроены крайне пессимистично, замыкаются на своих проблемах. И вот приходит такой родитель с ребенком к нам, они занимаются, а потом он всем своим знакомым показывает фотографии малыша на лошади, рассказывает, в каком замечательном месте они были, — у него улучшается состояние, он становится принятым обществом, ему есть чем поделиться. И очень часто люди, которые были одиноки, через какое-то время начинают приезжать на занятия уже с друзьями. Через какое-то время те, кто может себе позволить, начинают заниматься сами. Это такой большой комплексный эффект, который влияет на общество в целом, дает людям радужный настрой. Именно поэтому я и занимаюсь иппотерапией…