Домашние изуверы в ангельском обличье прекрасно это понимают и не прекратят унижать и даже избивать своих супругов, пока те не вспомнят, что они мужчины, и не обратятся в компетентные органы или к юристам. Да и в этом случае может произойти лишь временное затишье, как рассказали нам в центре правовой поддержки жертв женского насилия «Валера», единственном в России кризисном центре реабилитации, содержания и пристройства брошенных и униженных мужей. Сейчас здесь на передержке находятся 25 мужчин — кому-то подыскивают новую семью, кто-то ждет возвращения к маме, а кто-то надеется, что жена одумается и заберет его обратно.
— Такое бывает, но редко, — вздыхает юрист центра Елена Анатольевна. — На моей памяти только однажды жена забрала брошенного мужа, сказала, что дети скучают, да и она тоже. Я, говорит, привыкла, что ухожу на работу, он спит на диванчике, прихожу, он радуется, скулит, лезет целоваться. Клялась, что пальцем его не тронет, просила не доводить до суда, но там и экземпляр был очень хороший — большие глаза, ласковый, породистый... Если бы жена не вернулась, его бы забрала к себе одна наша сотрудница. Понимаете, муж, если он некрупный, непьющий, знающий свое место и самые простые команды, — это очень преданный друг. Но от таких питомцев не избавляются.
— Елена Анатольевна, а у вас есть муж? — задали мы напрашивающийся вопрос.
— У меня два, — улыбнулась Елена Анатольевна. — Сережа, и два года назад я взяла Илюшу, которого жена бросила на даче под Воскресенском. Если бы не добросердечные люди, которые обратили внимание на бегающего по участкам голодного мужчину, не поймали бы его и не привезли к нам, он бы умер от холода или его бы загрызли одичавшие мужья с низкой социальной ответственностью. А сейчас это прекрасный домашний питомец, счастливый и ухоженный. Но сначала было трудно. Видимо, в прошлой семье Илюша неоднократно подвергался насилию, его били.
— А как они уживаются друг с другом, все-таки два мужа?
— Прекрасно уживаются! — Елена Анатольевна явно гордилась мужьями. — Они вместе играют, едят из одной миски, сами распределили обязанности — Илюша готовит, а Сергей убирается и моет посуду. Знаете, как приятно: возвращаешься с работы, а тебя встречают два любящих с мокрыми носиками. Поэтому я хочу обратиться ко всем женщинам, которые завели мужей, — наигравшись, не выбрасывайте их на улицу! Даже если муж перестал выполнять свои супружеские обязанности — привезите к нам! Может, кто-то ищет именно такого мужа. Перед тем как сыграть свадьбу, подумайте — нужно ли вам это? Ведь вы берете себе в дом не просто мужа, вы берете живое существо с дурными привычками, с отвратительным характером, с болячками в старости, да и в молодости тоже… Прежние хозяева мужа, родители — мы их называем «заводчики» — никогда не скажут вам правду о своем питомце, иначе они от него не избавятся. Любит ли он пиво, много ли у него друзей — подонков и алкоголиков, приучен ли он стирать носки, зарабатывать деньги — все это вам придется узнавать методом проб и ошибок. А теперь пойдемте, я покажу наших подопечных…
Что сказать, в центре «Валера» брошенные мужья содержатся в прекрасных условиях, но... Конечно, это не дом и не семья, что заметно по глазам с виду таких счастливых подопечных центра.
— Вот посмотрите, — Елена Анатольевна протянула нам газету с объявлениями. — Один из наших питомцев уже месяц каждый день пишет в эту газету. Мужчина хочет семью, хочет нормальной жизни, которая была у него когда-то.
«Ищу добрую, ласковую, сексуальную, красивую, богатую, с квартирой и машиной. О себе — Игорек, 54 года», — гласило объявление.
— Да, больше о себе он ничего написать не может. Он жил в интеллигентной и богатой семье, жена управляла банком, его баловали, он никогда не работал. А потом в доме появился новый любимчик — породистый африканец, и Игорька просто забыли в ресторане. Это чудо, что он дошел до нас! Понимаете, место мужа — в квартире, иначе он начинает искать себя в этом большом и жестоком мире! А вот здесь наш Игорек живет... Игорек, Игорек!
Из глубины комнаты выбежал полноватый мужчина и ткнулся в щеку Елены Анатольевны. Она улыбнулась.
— Молодец, молодец, хороший. На! — Елена Анатольевна вытащила из сумочки сигареты, дала их мужчине, и тот благодарно улыбнулся: — Игорек у нас тоже породистый, по профессии он финансовый аналитик, этой породе мужчин работать не свойственно. Ему трудно будет найти хозяйку, хотя он очень спокойный, хорошо кушает, спит, любит курить и смотреть мультики про Лунтика. Любишь Лунтика, Игорек?
Мужчина завилял всем телом, и Елена Анатольевна потрепала его по голове:
— Лунтик добрый, как ты, да? А ему не дают спокойно жить, да? Ну иди, иди.
Мужчина побежал, а мы удивленно посмотрели на юриста центра.
— Ну а что вы удивляетесь, я же обязана знать, чем живут подопечные. Лунтика любят смотреть многие из оказавшихся в трудной жизненной ситуации мужчин, он напоминает им их собственную судьбу. Ведь Лунтик, как и они, прожил несколько счастливых лет, а потом упал и очутился в незнакомой, иногда враждебной среде, где очень трудно найти свое место. Брошенный и униженный, никому не нужный бывший муж, как и Лунтик, вынужден приспосабливаться, менять свои привычки, привыкать к новым условиям, искать себе пропитание. А вот наш Мишаня.
На нас с деловым видом шел беспородный мужчина без возраста и со следами на лице. Елена Анатольевна погладила его, и мужчина с таким же видом пошел обратно.
— Он же куда-то шел? — спросила наш фотограф, заинтересованно глядя вслед Мишане. — Может, по делам, а мы помешали?
— Вряд ли, — ответила Елена Анатольевна. — Мужчину невозможно сбить с пути, потому что он не знает, куда идет. Я смотрю, наш Мишаня вам понравился. А у вас есть муж?
— Нет, — засмущалась фотограф. — Кошка была, попугайчик, рыбки.
— Так попробуйте завести мужа! Никакой попугайчик не сравнится с этим прекрасным и умным животным! Я недавно была в цирке, там еноты. Какие фокусы они выделывали! А мужчина умней енота, ведь мужчину человек приручил и одомашнил уже очень давно! Елена Анатольевна взяла нашего фотографа под руку и подвела к вольеру с табличкой «Мишаня».
— Мишаня натерпелся в жизни, он голодал, бывшая хозяйка оскорбляла его, не понимая, что он не приучен зарабатывать, он приучен тратить. Он так скучает по ласке и домашней еде. Каждый вечер сидит перед телевизором навстречу своей судьбе, ждет. Он вакцинирован, чипирован, прекрасно ладит с другими мужчинами. У вас есть с собой какая-нибудь вкусняшка?
— Да. — Фотограф порылась в сумке. — Вот пиво и сухарики.
— Это то, что нужно. Зайдите, погладьте его, угостите. Понимаете, чтобы повесить люстру, можно вызвать мастера, а вот накричать, что криво повешена, — тут нужен уже муж. Заходите, не бойтесь.
Фотограф зашла в вольер, а Елена Анатольевна обернулась ко мне.
— Будем надеяться, что ваша коллега нашла себе верного спутника жизни.
Когда мы выходили из центра, к нашему фотографу прижимался, заглядывая в глаза, словно не веря своему счастью, беспородный Мишаня. Он шел домой, он шел в семью, где его не будут морить голодом, оскорблять и заставлять делать то, что он делать не желает. И что хочется сказать... Женщины! Не бросайте мужей! Помните: мужья — это живые существа, которые зависят от вас! В день, когда вы привели мужа домой, вы взяли на себя ответственность за этот беззащитный ком любви, нежности и дурных привычек! Любите и терпите мужа до пенсии — ведь две пенсии лучше, чем одна! Счастья вам в семейной жизни и удачной дрессировки!
Илья Криштул
Осенило
● Больше всего проходимцев в рядах пешек.
● Свет в конце тоннеля? Опять кроты спичками балуются.
Василий Чугуев
● Что надо курить, если слава — дым?
● Возможно ли подсластить горький опыт?
● Стоит ли подавать милостыню подающим надежды?
Евгений Минин
Ведущий рубрики Джангули Гвилава, e-mail: satira@mk.ru