Информация о задержании начальника управления ФСИН по Ростовской области Муслима Даххаева и его заместителей сразу стала «новостью дня». Но вскоре выяснилось, что Даххаев (на момент полудня 13 ноября) был на свободе, более того, не отстранен от должности.
— Но к нам в здание управления в переулке Семашко действительно утром нагрянули с обысками, все перевернули, — рассказала на условиях анонимности сотрудница. — Сделали выемки документов, осмотрели каждый уголок. Сейчас они в кабинете Даххаева. Мы не знаем, что ищут. Но дело ведет ФСБ, и тут все шепчутся о какой-то гостайне.
— Даххаев подозревается в разглашении гостайны, 283 я статья УК РФ, — подтвердил официальный представитель ФСИН России. — Пока это единственная статья УК, по которой возбуждено уголовное дело. Но не исключено, что появятся и другие.
Какой гостайной может владеть «гражданин начальник»? По факту оказалось, что документов ДСП (для служебного пользования) и с грифом «секретно» в тюремном ведомстве много. Поскольку СИЗО, колонии и тюрьмы — режимные объекты, то все, что относится к их охране, автоматически становится гостайной. Неужели Даххаев передал в руки криминальным элементам или шпионам план-схему для побегов? Или раскрыл тайну внедрения научных разработок в процесс охраны?
— Нет, речь не об этом, — рассказывает источник в спецслужбах. — Речь о разглашении гостайны в области экономики. Есть моменты в работе тюремной системы, которые касаются экономических аспектов. Если о них узнают коммерсанты, это приведет к коррупции. Собственно, руководству ростовского ФСИН и собираются вскоре предъявить несколько коррупционных статей, в том числе взятку. Но пока этого нет, то говорить преждевременно.
Муслим Даххаев «поднялся» на борьбе с чеченскими боевиками. Еще до того, как стал главой ФСИН Дагестана, участвовал в спецоперациях по их захвату как полицейский. А на посту руководителя дагестанской пенитенциарной системы пережил покушение (дело было в 2011 году, его «Мерседес» расстреляли боевики, он получил ранение руки). В общем, считался в республике человеком отважным и даже героическим.
В 2017 году Даххаев из Дагестана был переведен в Ростовскую область. Как нам сообщили в нескольких источниках, он не пользовался особой любовью и уважением ни у подчиненных, ни у заключенных. «Люди меняются, вот он с годами стал вести себя вызывающе» — так говорят про него. К слову, очень не любил Даххаев правозащитников. Не раз говорил, что среди них «заинтересованные в очернении учреждений». Возмущался, что их интересует не то, как живут потерпевшие от рук преступников, а то, «почему заключенного вовремя не покормили три раза в сутки». Как раз из-за правозащитников прокуратура Ростовской области выносила Даххаеву представление. Речь шла о ненадлежащем рассмотрении жалобы на угрозы убийством и избиение сотрудниками ИК 8 осужденного Александра Цинтина. Год назад Даххаев дал интервью, где произнес, возможно, роковую для себя фразу: «Все заслуги арестованного остаются в прошлом».
Вечером стало известно, что Даххаева поместили в ростовское СИЗО №4 (аналог московского «Лефортово»). Официально подтвердить эту информацию не удалось. Но есть интересный факт: в этом СИЗО (точнее, в больнице, куда вывезли умирающего из изолятора) трагично скончался предшественник Даххаева на посту руководителя УФСИН. Он покончил с собой.