— Чем вы занимались до того, как пришли работать в центр?
— Я долгое время работала в военно-полевой медицине в странах бывшего Советского Союза. Это дало мне широчайший спектр знаний. Сейчас я могу «считать» проблемы со здоровьем, как только пациент переступит порог кабинета. Армия научила меня дисциплине, быстрым решениям, ответственности, пунктуальности. Там быстро учишься расставлять приоритеты. Самое главное, что я тогда поняла для себя, — нельзя забирать надежду. Даже если пациент очень плох, он не должен почувствовать этого, человека нельзя бросать. Был период работы в крупной коммерческой компании: я занималась деятельностью, не связанной с медициной. Но я все-таки вернулась к любимому делу.
— Теперь вы работаете с пожилыми людьми. Как это происходит?
— К нам приходят люди от 58 лет. На несколько недель они становятся подопечными нашего центра. Главная цель — улучшить состояние человека — как физическое, так и моральное, духовное, дать стимул к омоложению и, конечно, социализировать, если с этим есть проблема. Помните: пожилым в обществе тяжелее, ведь основные проблемы стариков — финансовая зависимость и одиночество. У молодых людей существенно облегчен техникой быт, они имеют множество направлений для самореализации, а при трудностях обращаются за профессиональной поддержкой к психологу. У пожилых все по-другому, очень часто они замыкаются в себе и в четырех стенах.
В нашем центре человек проводит полноценный день, ему содействуют во всех сферах жизни: обследуют, помогают восстановиться после операции, организуют досуг, дают много полезной информации. Кроме прочего, мы проводим различные лекции, устраиваем походы в музеи, праздники. Мы возвращаем представителей старшего поколения в активную жизнь, вовлекаем в социальные процессы. Не обходится и без советов. Рассказываем, что, выходя из дома, нужно обязательно брать с собой записку с контактами близких или информацией о заболевании; учим доверчивых стариков правильно доставать и убирать кошелек в общественном месте. Иногда я привношу в профессиональные методики то, что считаю нужным. Как-то раз разговаривали о сексуальных отношениях в пожилом возрасте.
— Какие они, 70–90-летние? Как их можно охарактеризовать?
— Это поколение не хочет сдаваться, они оптимисты. Это люди без вредных привычек, бойцы. Я хочу привести в пример супружескую пару: ей 90 лет, ему 91. Мы делали упражнения для мышц кисти, и у него никак не получалось. Супруга предложила мужу вспомнить, как в молодости они играли в карты «на щелбан». «Попробуй соединить пальцы, как тогда. Ты же часто выигрывал, дорогой». Вот это было настоящее единение двух людей. Есть потрясающие 70-летние женщины, которые могут садиться на шпагат. Они следят за своей формой и внешним видом.
— Какой результат своей работы вы можете назвать успехом?
— Когда человек выходит из своей норки и начинает чувствовать, что живет в социуме. Иногда получается так, что люди, встретившись у нас, образуют пары и остаются вместе. Часть здесь находит друзей. Некоторые едут к 9 утра с другого конца города — настолько им здесь нравится.
— Вы выпустили первую группу подопечных с ментальными и когнитивными нарушениями. Что это за программа? Как строилась работа?
— В старости такие расстройства есть у всех, просто они в разной степени и по-разному проявляются. От малой степени забывчивости до глубокой деменции, когда человека к нам приводят уже родственники. В коррекции этого направления требуется индивидуальный подход. Нужно четко видеть, чему подопечный отдает предпочтение — любит танцевать, сидеть в тишине в беседке или ему нравится скандинавская ходьба. Важно помочь человеку принять его новое состояние и научиться жить с ним.
Таким подопечным я уделяю больше внимания. Даю какое-то задание (лепка аппликации из пластилина, например) и вижу, что у человека не получается, он нервничает, раздражается. В таких ситуациях моя задача — не читать нравоучения, а поддержать, дать понять, что он может это сделать. Кстати, иногда получаются настоящие произведения искусства, и это есть самая настоящая победа: человек не только раскрылся, но и горд созданным. А потом можно почувствовать и отдачу: идешь по коридору, а пациенты тебя обнимают. Они все мои, даже за пределами учреждения.
— Откуда вы берете ресурс, ведь это очень большие психологические затраты?
— Для пополнения ресурса я работаю над собой. Ну, и устраиваю в своей жизни события, которые поддерживают меня изнутри, не позволяя перегорать. Например, осуществила мечту о полете на воздушном шаре. Это было удивительно: пролетать над Рязанским кремлем, когда звонили колокола. На прошлой неделе я прыгнула с парашютом. В 56 лет испытала непередаваемые ощущения на высоте 4200 метров и скорости 120 километров в час. Теперь хочу сесть за штурвал самолета.
— Какие советы вы дали бы 30-летним?
1. Учитесь жить у старших. Поверьте, они могут дать больше, чем вы думаете.
2. Не ищите легких путей, трудности закаляют.
3. Возьмите на вооружение притчу: «Дай человеку рыбу — и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу — и он будет сыт всегда». Применяйте ее к себе и другим.
4. Лучше сделайте, чем не сделайте.
5. Прощайте себя за промахи, исправляйте ошибки.
6. Постройте перед выходом на пенсию комфортный быт.
7. Закаляйтесь и занимайтесь профилактикой.
8. Планируйте жизнь и правильно расставляйте приоритеты.
9. Путешествуйте и общайтесь.
10. Помните: добрых людей притягивают добрые люди.
11. Меняйте отношение к жизни, если чувствуете, что зашли в тупик
12. Уважайте себя.