Николай Андреевич Рябов — человек уважаемый и почитаемый. Кандидат философских наук, доцент, в прошлом преподаватель Московского университета геодезии и картографии. На всякий случай поясним: никогда не употреблял наркотические вещества. А последнее время в силу преклонного возраста постоянно был под наблюдением неврологов. Уж они бы точно заметили странное пристрастие Рябова!
В сентябре 2017 года Николай Андреевич находился вместе с женой в селе Большие Можары Рязанской области на даче. После обеда в калитку настойчиво постучали. Открывать пошла супруга.
— Передо мной стояли два полицейских, — рассказывает Валентина Михайловна. — Они попросили разрешения войти во двор. Постановление на обыск они не показали. Следом за ними зашли соседи — их попросили быть понятыми.
Полицейские прошли в подсобную постройку и нашли несколько кустов высушенной конопли. Силовики изъяли находку, взяли Николая Андреевича под белы ручки и повезли в отдел. Позже растения взвесили, оказалось, что мужчина насобирал более 14 кг «дури».
— Я не стал отпираться, — поясняет Рябов. — Конопля у нас растет уже лет 50. Раньше ее сажал колхоз, которого уже нет. Я собирал ее для рыбной ловли лет пять-шесть тому назад. Сложил в сарае. На семена конопли, перетертые с овсяной кашей, хорошо клюет рыба, особенно карп и лещ.
Состав преступления был, как говорится, налицо. Впрочем, Рябов и не отпирался.
— Когда он вернулся из отдела полиции в тот день, его всего трясло. Мы всем селом переживали, чтобы у него приступ не случился, — вспоминает соседка Рябова.
Силовики сдержали свое слово, если можно так выразиться. 2 года и 2 месяца лишения свободы условно — таков был вердикт первого суда по делу Рябова.
Казалось бы, некрасивая эпопея закончилась, и можно было бы отнестись к ней философски, как сам Рябов учил студентов. Однако недавно каток правосудия снова заехал во двор к доценту. Все происходило точно под копирку.
— Опять пришли полицейские — и сразу в сарай, — рассказывает мужчина. — И опять нашли несколько кустов этого злосчастного растения. Только поймите, я уже ничего не собирал. И на рыбалку давно не хожу. Думаю, что полицейские в первый раз не забрали у меня из сарая всё. А я был ни сном ни духом, что там есть незаконные растения…
Николай Андреевич опять подписал все бумаги не читая. И зря: в обвинительном заключении говорится, что он именно «совершил рецидив» — нарвал коноплю и засушил для рыбалки. Кстати, первую партию наркотиков, опять же согласно решению суда, должны были уничтожить.
Дело о находке в сарае вновь поступило в суд — как ни смешно, Сараевский районный.
— Там я со всем соглашался — опять пообещали, что не закроют за решетку. Мне, конечно, было очень стыдно через год опять очутиться на скамье подсудимых, но что поделаешь…
За «рецидив» Рябов получил новый срок — 3 года 8 месяцев условно с испытательным сроком 6 месяцев.
— Мне потом сказали, что если бы я не был ветераном Великой Отечественной войны (награжден за доблестный труд. — Авт.) и не имел правительственных наград, то дали бы мне по полной программе — 10 лет. А я не понимаю за что — ведь за собой я никакой вины не чувствую!
Жители села Большие Можары тоже малость шокированы:
— Это личность того времени, прошедшего. Идейный коммунист, умница и очень простой человек. Он у нас ходит с костылем и постоянно в одной одежде. Коля, можно сказать, занимается у нас просветительской деятельностью. Показывал свои фото с космонавтами. У него много книг, сельчане ходят к нему, как в библиотеку… Не понимаем, как так можно было с ним поступить?
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Ситуацию прокомментировал адвокат с 20-летним стажем:
— Как мне кажется, сотрудники полиции могли манипулировать пожилым человеком, который, возможно, в силу возраста не совсем правильно ориентировался в окружающей обстановке. Тут же встает вопрос: зачем? Ответ очень прост: во всем виновата палочная система учета раскрываемости преступлений. Я бы посоветовал осужденному нанять профессионала и подать апелляцию. А вообще ни один нормальный оперативник не будет на таких делах портить себе репутацию.
Читайте также: "Покупаю только макароны и спички": многодетная мать живет натуральным хозяйством