— Юлия Викторовна, расскажите для начала, в чем заключается основная задача логопеда?
— Я бы сказала так: логопед — это главный специалист в дошкольном детстве. Логопед занимается не только развитием общей речевой активности, фонематического слуха, коррекцией звукопроизношения, накоплением словаря, развитием грамматической стороны речи, обучением навыкам словообразования, развитием связной речи, но и развитием психических процессов — внимание, память, восприятие, мышление, формирует предпосылки обучения грамоте, т.е. дает понятия «звук», «слово», «предложение», занимается развитием общей и мелкой моторики. Логопедия всегда стояла на стыке таких наук, как педагогика, психология, нейропсихология, психолингвистика, физиология и неврология. Для того чтобы скорректировать дефект, логопед должен обладать всеми этими знаниями.
— Чем отличаются нынешние дети в своем развитии от предыдущих поколений?
— Во всей методической литературе советского периода родители могли прочитать, что к логопеду необходимо обращаться после пяти лет. Современные дети, к сожалению, требуют логопедической помощи намного раньше. Дело в том, что наши дети — это дети будущего. И это не высокопарная фраза, мы с вами формируем наше с вами будущее посредством того, что мы вкладываем в детей. Мы должны учитывать, что информационное поле современных детей совсем другое, нежели было, скажем, 10–15 лет назад. Ведущая потребность человечества — это познание, а человек познает мир, когда ему интересно. Если есть интерес, то я иду, щупаю, трогаю, смотрю, слушаю. Наши дети сейчас как удовлетворяют эту потребность? Через Интернет. Что такое Интернет? Ты сидишь и получаешь пассивную информацию. Тебе не надо щупать, трогать, прыгать, ты получаешь информацию сидя! И сегодняшние дети требуют именно специализированного вмешательства, потому что, несмотря на высокие технологии, которыми мы обладаем, как было определенное количество участков головного мозга, так и осталось. Не появился ни один новый участок. Но мы не развиваем уже имеющиеся, потому что дети не проходят физиологические этапы развития.
— О каких физиологических этапах идет речь?
— Ребенок развивается в утробе матери, уже на этом этапе мы можем прогнозировать риски. Как протекает беременность, как проходят роды, какой первый крик ребенка, как ребенок сосет грудь — все важно в прогнозе развития мозга ребенка. И если есть неблагополучие, то это дети группы риска, и родители должны обязательно проконсультироваться со специалистом уже на этом этапе, например, с неврологом.
Природой придумано все идеально. Кормление грудью — это не только полезно, физиологично с точки зрения получения необходимых питательных веществ — происходит еще и мышечный тренинг. Для того чтобы высосать молоко, ребенок производит разного рода действия, такие, что он даже потеет. И, самое главное, он тренирует свой артикуляционный аппарат, еще даже до звуков. Тренируется круговая мышца, которая находится вокруг рта. Это напрямую влияет на развитие правильной артикуляции.
Что происходит со временем, когда ребенок растет? К сожалению, современные дети из-за того, что техника дошла до совершенства, едят жидкую пищу до трех лет. У них опять не происходит тренинга. Попробуйте прожевать кусок говядины. Попробуйте откусить морковь и прожуйте ее. Современных детей родители как бы жалеют, но на самом деле наносят им вред.
— А что еще неправильно делают родители?
— Я считаю негативным фактором тенденцию к раннему развитию. Как только ребенок научился ходить, более-менее что-то говорить, его сажают за стол и учат. Ему показывают картинки, какая корова, какие звуки она издает. Для меня это очень животрепещущая тема, потому что родители не понимают, что, делая во благо, как они думают, они вредят. Ребенок должен познавать мир через ощущения! А не через изображение на бумаге или планшете. Нам даны органы чувств — зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Самая большая зона в коре головного мозга — это руки и рот! Ведь почему маленькие дети стремятся все попробовать на вкус, засунуть в рот? Потому что они получают сигналы в кору головного мозга от всех органов чувств. Почему они должны все трогать, разные поверхности? Потому что это важно для развития мозга. А что делают современные дети? Их сажают в ходунки или дорогостоящий манеж. Ходунки, я вам скажу, это ужасно! Природой все задумано идеально. Ведь вы не можете от пятимесячного ребенка требовать, чтобы он пошел, потому что его костно-мышечная система пока незрелая. Поэтому промежуточный этап — ползание. Что такое ползание? Это так называемое реципрокное действие, когда ребенок поочередно совершает движения правой рукой — левой ногой и левой рукой — правой ногой. Благодаря которым развиваются межполушарные связи.
— Тогда что бы вы выделили главное для правильного развития ребенка в раннем возрасте?
— По возможности грудное вскармливание, должно быть обязательно ползание. Ребенок с первых дней должен расти в речевой среде, т.е. родители и окружение должны разговаривать с малышом, озвучивать свои действия, петь песенки, потешки. И главное, что я бы хотела донести до родителей, это постепенность этапов развития, иерархичность — то есть каждый последующий этап базируется на предыдущем. И если ребенок не проползал, например, то ему будет сложнее освоить следующий этап развития. Я считаю недостатком, что дети у нас сейчас растут в искусственных условиях. Ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра. Именно в игре ребенок развивается, у него формируются новые витки развития. Но современные дети почти не играют самостоятельно, игру организует взрослый и чаще всего за столом. 20 лет назад в институте я изучала работы Александра Романовича Лурия. Это основоположник нейропсихологии в Советском Союзе. Еще в 1977 году была издана одна из его последних фундаментальных работ. А мы только сейчас говорим, что нейропсихолог — это обязательный специалист в школе. Я, например, как логопед, прошла нейропсихологический курс, понимая, что только педагогическими методами работать с современными детьми невозможно. Вот вы вспомните, мы в нашем детстве играли на улице в прятки, казаки-разбойники, догонялки. Что это такое? Это ориентация в пространстве, формирование слухового гнозиса — далеко, близко, ощущение себя в пространстве — умещусь ли я за этим деревом. Прыгали через скакалки, резинки. Представляете, какой это был тренинг? Мама давала нам какие-то тряпочки, мы вешали на дерево, и это был наш дом — развивалось воображение. Что делают наши дети? Они это делают с помощью специалистов, искусственно или в виртуальной реальности.
— Но многие папы и мамы вам возразят: сейчас другое время, время высоких технологий.
— Я отвечаю так: как бы ни была развита технология, компьютерная область, женщина как носила девять месяцев ребенка, так и носит до сих пор. Это говорит о том, что физиологию никто не отменял. Нельзя маленького ребенка сажать за стол и пытаться чему-то научить его по картинкам. А потом родители жалуются: он неусидчив, у него нет концентрации внимания. А он и не должен таким быть в этом возрасте. Он должен щупать, смотреть, слушать, прыгать, кататься на велосипеде, обниматься с мамой — это называется сенсорная интеграция! Это все физиологично. Развитие и соответствующее возрасту обучение меняет мозг физически, увеличивается плотность нейронной сети, улучшается ее качество. И чем правильнее, чем физиологичнее мы это сделаем, тем умнее, способнее и успешнее будет наш ребенок! Но самое главное, надо учитывать, что если нейронная сеть практически безгранична, то энергия у нас в организме конечна. Почему? Потому что энергию дает нам еда, сон, положительные эмоции. Мы не можем без еды, без воды, без сна. У нас лимит энергии. Взрослый человек может себя заставить что-то делать через не могу, потому что у него есть мотивация. А у ребенка одна мотивация — быть хорошим для мамы. И родители злоупотребляют этим. Когда я могу быть хорошим для мамы? Когда она водит меня на занятия, когда я получаю там пятерки… Но у маленького ребенка нет еще столько энергии на обучающие предметы. Ему надо бегать, прыгать, узнавать новое. Он формирует нейронную сеть через динамический праксис (способность к выполнению целенаправленных двигательных актов. — И.Б.).
Сейчас родители приходят ко мне на консультацию, я спрашиваю: ребенок катается на велосипеде? На меня смотрят удивленно: логопед… при чем здесь велосипед? Спрашиваю: ребенок у вас ползал? Нет, зачем? Мы его в коляске возили до пяти лет.
Я хочу сказать, что энергия должна быть направлена на ведущие функции развития в данный конкретный возрастной период ребенка. Ранее развитие — это не посадить ребенка учить буквы в три года, потому что соседская девочка уже читает. Раннее развитие — это ползать со своим ребенком, искать предметы по всему дому, рыть ямы, делать «секретики», учиться различать на слух звуки, читать книжки с картинками, разговаривать со своим ребенком. Не должно быть подмены понятий.
— Что должно насторожить родителей, чтобы они пошли с ребенком к специалисту?
— Чтобы знать, правильно ли развивается ребенок, нужно знать этапы речевого развития. Специалист нужен тогда, когда вы видите отклонения от нормы. У вас родился ребенок. Я как логопед всегда спрашиваю: была ли патология беременности, патология родов, патологии первого года жизни. Еще интересуюсь, какой был стул в первый год жизни. И очень многие родители удивлены, но кишечник и мозг связаны напрямую. Здесь я не открываю Америки, существует множество научных работ на эту тему. И я прошу родителей обращать на это внимание. Если у ребенка в течение первого года жизни проблемы с желудочно-кишечным трактом, то это еще один повод обратиться к врачу-специалисту, чтобы в будущем избежать проблем с развитием ребенка.
К 3–4 месяцам появляется гуление. Если ребенок не реагирует в этом возрасте на звук, нужно насторожиться.
Следующий этап — лепет, он формируется к 7–8 месяцам. Если к этому возрасту нет у ребенка лепета, если он не реагирует на звуковые сигналы, это опять же повод обратиться к специалисту.
К первому году жизни ребенок начинает произносить первые слова. Обычно в этом возрасте уже имеет место прямохождение, малыш реагирует на обращенную речь, не видя объекта. Если же не реагирует, это тоже повод обратиться к специалисту — сурдологу, например.
Очень важный этап от года до трех. Потому что к трем годам практически формируется база родного языка. И если у вас ребенок к двум годам не говорит, нельзя ждать трех лет. Это снова повод обратиться за помощью специалиста.
— К трем годам ребенок уже должен хорошо говорить?
— В три года у ребенка уже развита фразовая речь. Она искажена, присутствуют аграмматизмы (нарушение речи. — И.Б.), отсутствует правильное произношение. Это, кстати, является нормой! Когда ко мне приходят в три года и говорят: он не произносит звук «р», то я успокаиваю родителей, т.к. это нормально. Потому что у звукопроизношения тоже есть этапы физиологического формирования. К полным пяти годам у ребенка должны присутствовать все звуки раннего онтогенеза: «в», «ф», «б», «п», «д», «т», «г», «к», «м», «н», «х»; звуки свистящего и шипящего ряда — это «с», «з», «ц» — свистящие; «ш», «ж», «ч», «щ» — шипящие. Отсутствие в пять лет звуков «л» и «р» — это норма. Физиологически артикуляционный аппарат не готов к произнесению этих звуков. Вы мне скажете: а вот моя дочь или мой знакомый уже их произносил! Да, бывает и такое. Но если к пяти с половиной годам нет звуков «л» и «р», то вам требуется помощь логопеда. Шесть лет — благоприятный период овладения навыками чтения и письма, а также слухового анализа, поэтому до шести лет должны быть исправлены все дефекты звукопроизношения. Сейчас больше стало детей с сочетанными дефектами, как правило, нет детей только с нарушением звукопроизношения. Кстати, вот если во взрослом возрасте человек не выговаривает «р», то это значит, с ним не позанимались вовремя.
Одна из функций речи — коммуникативная, т.е. ребенок овладевает речью в социуме. Давайте вспомним детей-маугли. У них не было никакой анатомической патологии. Разговаривали ли эти дети? Нет. Можно ли их было научить разговаривать после когнитивного периода, когда у ребенка все закладывается? Они практически не могли научиться речи. Параллельно с речью развивается и мышление. Мышление и речь — это неравные, но взаимозависимые процессы.
— Есть стереотип у людей, что логопед занимается лишь исправлением дефектов речи, но ведь, получается, он еще и развивает мышление.
— Конечно. Логопед не занимается только лишь становлением звукопроизношения, он занимается развитием ребенка в целом. Почему я и позиционирую, что логопед — это один из важных специалистов. Грамотный логопед владеет спектром наук. Конечно, я педагог, а не врач. Но я в институте изучала и невропатологию, и анатомию… Поэтому я знаю, почему так происходит, какие мозговые центры за что отвечают, что повреждено при определенном дефекте. Функция логопеда — постановка правильного диагноза: почему малыш плохо произносит звуки, почему у него плохо развита речь? После того как я это пойму, я намечу план действий и с помощью других узких специалистов уже пойду по правильному пути, для того чтобы ребенок был успешен.
На вопрос, когда обращаться к логопеду, нет однозначного ответа. Чаще всего родители все-таки приводят ко мне детей в четыре-пять лет. Вы должны, как родители, знать, когда и что развивается у ребенка и при любом отклонении в данный возрастной период обратиться к специалисту. Поэтому, когда ко мне обращаются в любом возрасте, я консультирую. Когда родителей что-то тревожит, я, как специалист, должна или развеять их тревогу, или сказать, что им требуются занятия с логопедом или консультация невролога, отоларинголога, ортодонта и т.д. То есть любой возраст обращения всегда должен сопровождаться рекомендацией.