Илзе Лиепа развеяла возрастные стереотипы балета

Вопрос не в амплитуде, а в гармонии

Еще одно важное театральное событие прошло 30 октября в Колонном зале Дома союзов: участников «Московского долголетия» познакомили с историей отечественного балета и заодно доказали, что и этот вид искусства, который принято считать самым требовательным к возрасту, сейчас расширяет рамки профессионального долголетия.

Вопрос не в амплитуде, а в гармонии

Балет сложнее других театральных жанров еще и потому, что он бессловесен, а значит, требует особого, иногда неинтуитивного понимания языка тела. Поэтому вечер начался с историко-балетного концерта, показывающего всю эволюцию этого вида театра в XIX и ХХ веках. Иллюстрациями стали фрагменты множества прославленных балетов: «Травиата», «Пламя Парижа», «Дон Кихот», «Кармен-сюита» и других, а гидом выступила великая Илзе Лиепа. Причем «гидом» активным — она выступила с номером «Импровизация», посвященным Айседоре Дункан, которая открыла для московской танцевальной сцены направление модерн.

— Для занятия балетом нет ограничений, — отметила Лиепа. — Потому что вопрос не в амплитуде, а в гармонии, которую балет всегда вносит в нашу жизнь. В балете много долгожителей: Майя Михайловна Плисецкая выходила на сцену, когда ей было 70 лет, поэтому заниматься балетом прекрасно в любом возрасте.

Лучшей иллюстрацией стал сам этот вечер: балетные номера демонстрировали зрелые артисты, находящиеся при этом в полной сценической форме. Пятьдесят и даже шестьдесят лет не предел, и в этом могли убедиться все приглашенные. Существуют методики, позволяющие набрать форму в щадящем режиме, без кровавых мозолей и травм, которые уже совершенно излишни в зрелом возрасте. И если все делать правильно, организм не страдает от нагрузок, а оздоравливается.

— Мы в балете заканчиваем танцевать очень рано, в 38 лет, — рассказывает 57‑летняя балерина Олеся Шульжицкая, которая четыре года назад вернулась в балет после 15‑летнего перерыва. — У кого-то потенциал к этому моменту исчерпывается, у кого-то еще остается то, что недосказано на сцене. Такие артисты стали участниками этого вечера. Самое главное, что дают занятия балетом людям старшего возраста, — это улучшение здоровья: уходят головокружение и болезни спины, суставы освобождаются от солей. Но в первую очередь балет — это красота и гармония!

Кроме Олеси Шульжицкой на сцену вышли еще две балерины, служившие в Большом театре около 20 лет и танцевавшие весь классический и характерный репертуар: Галина Малая и Елена Стополянская, а также Елена Ахулкова, которая была солисткой Большого театра, исполняла гротесковые сольные партии, в том числе в балетах выдающегося балетмейстера Юрия Григоровича. Как артистка балета Елена вышла на пенсию в 1993 году и сейчас преподает детям.

При этом «взрослый» балет отлично сочетается с традиционным и даже детско-юношеским. Это было хорошо видно в главном номере концерта — он назывался «Преемственность». В композиции, подготовленной Еленой Богданкевич, зрелые артисты танцевали вместе с ученицами Русской национальной балетной школы Илзе Лиепа.

— Корифеев балета, которых мы с восторгом наблюдали сегодня на сцене Колонного зала Дома союзов, и участников проекта «Московское долголетие» объединяет нечто большее — это стремление к творческой реализации вне возрастных границ и активное, наполненное и осмысленное долголетие. Сегодня семь учениц первой балетной студии проекта «Московское долголетие» продемонстрировали, чему научились всего лишь за полтора месяца занятий. Например, 60‑летняя Людмила Крамаренко за это время уже практически села на шпагат. Занятие балетом — это красивый способ заботы о своем здоровье, который сегодня абсолютно бесплатно доступен москвичам старшего возраста, — заметил Владимир Филиппов, заместитель министра Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.

А чтобы на практике убедиться, что в балете нет ничего страшного и недоступного, даже если начинать заниматься им в солидном возрасте, прямо в фойе Колонного зала прошел показательный открытый урок хореографии. И вот здесь желающих было столько, что даже организаторы на это не рассчитывали. А объяснение, похоже, простое: быть балериной — еще одна детская мечта многих москвичек. Которые теперь получают возможность ее воплотить — уже в «золотом» возрасте.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28118 от 6 ноября 2019

Заголовок в газете: Еще и в области балета

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру