Открывший заседание сенатор Юрий Важенин от Комитета по экономической политике вынужден был признать, что за те полгода, прошедшие с аналогичного мероприятия в марте, практически ничего не было сделано: ни один пункт рекомендаций СФ, отправленных в правительство этой весной, не выполнили. Прокуратура не провела проверку законности нахождения действующих магистральных трубопроводов (МТ) в границах городов, населенных пунктов, Верховный суд не обобщал судебную практику и т.п.
Более того, после поручения правительства в 2017 году определить количество пострадавших граждан (что также вошло в рекомендации), точная их цифра до сих пор не определена. «На сегодня есть только примерные данные: это порядка 1,5 млн строений, попадающих в опасные зоны минимальных расстояний (ЗМР), т.е. где-то 5 млн пострадавших граждан», — сказал Юрий Важенин. Для сравнения — эта цифра на полмиллиона превышает потери военнослужащего и гражданского населения России в Первую мировую войну.
А потом были выступления докладчиков, тема ушла в обсуждение самого экономного варианта — сокращения зон минимальных расстояний (ЗМР). Кстати, понимая реальную опасность таких сокращений, с этим вариантом категорически не согласны ведомства МЧС и Ростехнадзор. А между слов, которые произносили чиновники федерального уровня, опытные эксперты и руководители, была та самая горькая правда, которую озвучивать неловко или не положено. Она пряталась в молчании тех, кто обязан был выступить, но промолчал.
Правда, зависшая над столом переговоров, в том, что за два с половиной года, что прошли с той самой прямой линии, когда президент страны обещал помочь людям и дал необходимые поручения правительству, не изменилось ничего, если не стало хуже. Госдума потратила больше года на улучшение законодательства, собирались рабочие группы, совещания, чиновники получали зарплаты, но все это оказалось пустой тратой времени и средств.
Все труды законодателей разнесла в клочья судебная машина. Ни одно (!) из решений по сносу не было пересмотрено. Судьи, не моргнув глазом, по всей стране мотивировали судебные акты текстами положений о ЗМР, закрепленными в законодательстве Республики... Беларусь. В то время как в нашей стране только в 2018 году правительство поручило Минэнерго РФ готовить Положения о зонах, и работа до сих пор не закончена.
Но, получается, она пустая, эта работа. Сегодня в арбитражных судах от Сахалина до Калининграда (дело №А41-39565/19 АС Московской области, дело №А40-69322/19 АС г. Москвы, дело №А59-4992/2019 АС Сахалинской области, дело №А21-6714/2019 АС Калининградской области, дело №А65-9639/2019 АС Республики Татарстан, дело №А22-1286/2019 АС Республики Калмыкия, дело №А81-1422/2019 АС Ямало-Ненецкого автономного округа, дело №А50-7224/2019 АС Пермского края, дело №А12-8746/2019 АС Волгоградской области и др.) при абсолютном равнодушии к распоряжениям правительства, суды с подачи нефтегазовых организаций лихо возвращают координаты ЗМР (еще не утвержденных исполнительной властью) на место. Между тем статью 285.3 «Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений» Уголовного кодекса РФ (УК РФ) еще никто не отменял.
Вопрос: а как тогда суды проверяли достоверность координат границ ЗМР? Ведь в подавляющем большинстве случаев сами трубопроводы невозможно идентифицировать: в органах регистрации сведения о координатах самих труб отсутствуют. Ответ — никак! Наглядно это демонстрируется в деле №02а-0202/2018, рассматриваемом Зюзинским районным судом г. Москвы. Суд отказал в требованиях граждан об исключении из ЕГРН сведений о ЗМР газораспределительной станции «Михайловка», принадлежащей ПАО «Газпром», тогда как эта ГРС была снесена более 10 лет назад! А следом Арбитражный суд МО решением по делу №А41-39565/2019 обязал орган регистрации восстановить в ЕГРН сведения об этой зоне.
Получается, в каждой ветви власти идет своя свадьба. Совет Федерации в этой истории оказался невольной ширмой, с одной стороны которой идут, как видим, некие потуги деятельности, с другой — неконтролируемый, вседозволенный активный процесс выноса противоречивых судебных решений судами разных уровней. Так, в деле №2-1593/2017 Серпуховской городской суд указывает, что земельный участок расположен в охранной зоне (ОЗ), и участок невозможно использовать по назначению в силу требований п.4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов. Однако в деле №2-2745/2017 того же Серпуховского суда апелляционная инстанция усмотрела, что в ОЗ находится лишь незначительная часть того же самого земельного участка, что не мешает использовать его по назначению. Оба судебных акта прошли все стадии судебного обжалования. Противоречивые правовые позиции судов подтверждают незаконность и необоснованность одного из решений. До сих пор непонятно, каким из решений руководствоваться собственнику участка.
Мы несколько часов сидели и обсуждали размеры зон с важным видом, чтобы потом, когда будет определена процедура их установки, можно было занести данные в кадастр, в то время как зоны уже давно вовсю устанавливают суды. Все это слушали представители Генпрокуратуры, Верховного суда. Слушали и молчали. Они не в курсе ситуации или делают вид? Кто-то собирается в принципе ее контролировать? Сегодня происходит откровенный подрыв авторитета власти на уровне судебных органов, но высшие надзорные инстанции молчат. Павел Хлебников от Минэнерго сказал, что ведомство забраковало документацию газотранспортных предприятий, потому что объекты «Газпрома» невозможно идентифицировать: координат осей трубопроводов нет на картах. По закону в таком виде документы принимать нельзя. А в судах от нефтегазовых компаний принимают любые бумаги!
У меня с собой были копия поручений президента, которыми он пытался защитить людей, и свежие исполнительные листы по судебным определениям о выселении многодетной семьи Калакуцких, семьи Матюгиной в с. Корнилово Томской области (их коснулась проблема близости трубопровода), подготовленное обращение в Генпрокуратуру, в том числе с фактами установки зон от снесенной еще десятилетие назад газораспредстанции (ГРС), принадлежащей «Газпрому». Об этом я доложила на «круглом столе» и передала сенатору Юрию Важенину документы. Теперь осталось дождаться результата.
СФ был также проинформирован о многочисленных случаях противоречивых судебных решений с абсолютно одинаковыми основаниями, но противоположными по сути определениями, в том числе, вынесенными одним и тем же судьей. Так, судья ВС РФ определением по делу №4-КФ17-2555 отказал в удовлетворении кассационной жалобы Тихонова Ю.В. на решение о сносе его садового дома, построенного в 1975 г. Он закрыл глаза на нарушения принципа действия закона во времени. Статью 222 ГК РФ, предусматривающую снос садовых домов как самовольных строений, ввели в 1995 г., а ст. 32 Закона «О газоснабжении» — в 1999 г. То есть к домам, построенным до введения указанных норм, они применяться не могут. И тот же судья в качестве председательствующего на Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ подписывает определение по делу №29-КГ18-3, в котором уже учитывает действие законодательства во времени! Поэтому поручает пересмотреть решение о сносе строения, построенного до 1994 г. Совершенно непонятно, чем обусловлена такая избирательность?! Юрий Важенин обещал также лично довести эту информацию до Генпрокуратуры РФ и Верховного суда.
Проблема опасного соседства не решится до тех пор, пока власть не захочет увидеть главное препятствие — игнорирование законодательства в «храмах правосудия». Слуги Фемиды продолжают считать, что зоны были установлены со времени строительства трубопроводов. В определениях судов необходимо навести порядок. Но, увы, без этой самой судебной инстанции вопрос опасного соседства не разрешить!
Для разруливания подобных проблем и собирают Пленум ВС. В нем давно назрела острая необходимость. Противоречивую трактовку нового законодательства необходимо разъяснить, чтобы нижестоящие судебные инстанции правильно ее применяли. В частности, необходимо внести ясность по вопросу: почему львиная доля решений противоречит определениям Конституционного суда РФ? А именно: если гражданин виновен в самострое, то к нему, согласно законодательству, применяется только ст.222 ГК РФ без привлечения ст. 32 Закона «О газоснабжении». Если вины человека нет, то к нему тем более невозможно применять ст. 32. Тем не менее эти две нормы «комплектом» по всей стране используются судьями в отношении людей.
Что касается решений арбитражных судов о восстановлении сведений ЗМР, внесенных в ЕГРН до 2018 г., то внимание заслуживает следующее. Исковые требования монополистов не подлежат удовлетворению, так как владельцы магистральных трубопроводов до сих пор действовали в обход законодательства. Они не имели право проводить землеустроительные работы по установлению границ ЗМР без решения органа власти, так как не являются собственниками земли. Государственная регистрация ограничений (обременений) в ЕГРН должна проводиться исключительно по соответствующим законам.
После мероприятия я спросила советника Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики ВС РФ Зою Головкину, планируется ли Пленум по трубопроводной проблеме, на что она ответила отрицательно. Считаю, она поспешила с ответом. В противном случае, что, остается только один вариант — привлекать к ответственности председателя ВС за бездействие, которое и расплодило противоречивую судебную практику?
По иронии судьбы в ВС сейчас рассматриваются дела об исках компании «Лукойл» по снятию неправомерно установленных ПАО «Газпром» зон, куда попали и объекты нефтяной корпорации.
Большинство выступавших на «круглом столе» докладчиков предлагали решение проблемы с позиции эксплуатантов, но не граждан. При обозначенной цифре в 5 млн человек, дома которых попадают в опасную зону возможной чрезвычайной ситуации, Ростехнадзор ни разу не привлек нефтегазовые предприятия за нарушение промышленных норм — эксплуатацию МТ на территории населенных пунктов. Все ждут, когда рванет и будут жертвы?
Наша страна уже превращается в государство отчетов и показателей на бумаге. Прошел «круглый стол», и в отчете, конечно, написали, что СФ озабочен безопасностью населения. А потом выпустят очередной пакет рекомендаций. Да, можно десятилетиями выражать озабоченность, конструктивно соответствовать, получать депутатскую зарплату, но в итоге не приносить никакой пользы людям, а в большинстве случаев — вредить. Потому что бездействие — это тоже форма преступления. И до тех пор, пока Пленум ВС не даст пояснений нижестоящим судам о том, как необходимо применять ст. 32 Закона «О газоснабжении» и ст. 222 ГК РФ, пока на основании постановления Пленума ВС не будут пересмотрены все прежние решения по сносу, пока Ростехнадзор не начнет контролировать минимальные расстояния и штрафовать монополистов за эксплуатацию МТ в населенных пунктах и в опасной близости от них, все попытки — совещания, «круглые столы» и прочее — останутся пустой тратой времени, потому что ничего не изменят.