Наглядная информация, радио- и телевизионные ролики, «живые» акции волонтеров — создатели фирменного стиля постарались сделать «Расскажи бабушке» максимально неформальным с точки зрения формы. А содержание понятно: не доверять посторонним «сотрудникам ЖЭКа» и «представителям компаний» без документов, не делать покупки моментально, не давать в руки документов, не диктовать «заветные три цифры» на кредитной карте, думать, думать, думать и не поддаваться эмоциям… Да, все просто, но нужно объяснять еще и еще, люди старой закалки привыкли совсем к другому.
— Моя история, как потом оказалось, стандартная, — рассказывает жительница Волгограда, ветеран труда Галина Чемонина. — Пришли на дом, сказали, что сейчас всем необходимо установить газоанализатор в квартиру. Цена прибора, мол, 30 тысяч рублей, но для ветеранов специальная цена — 7000. Я поверила и купила аппарат — и только потом, вчитавшись в документ, поняла, что это не договор, а товарный чек, и что там специально указано: применение прибора не носит обязательный характер. Тогда я попыталась вернуть деньги и узнала, что мошенники действуют в нашем городе уже несколько лет и от них пострадали сотни людей…
Галине Петровне начала помогать руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Близко соприкоснувшись с проблемой, она, по ее словам, осознала необходимость большой информационной программы. «По нашим данным, 35% обращений, связанных с мошенничеством, выманиванием денег, поступает от людей старшего возраста, пенсионеров. Мы давно думали, как эффективнее доносить до этих людей информацию о безопасности. Оказалось, что с точки зрения необходимой подачи это целый новый мир — подходы к пожилым людям нужны совершенно другие».
— Стратегией борьбы с такими мошенниками у нас официально занимаются Минфин и Центробанк, — замечает эксперт в области финансовой грамотности Андрей Паранич. — Но понятно, что эти организации лишь устанавливают правила, однако не ведут никакой работы. Способами донести нужные знания до пожилых людей занимаемся мы — эксперты и общественники. По собственному опыту знаем: ключевой особенностью данной аудитории можно назвать недоверие к каким-либо организациям. И при этом доверие к людям, звонящим или приходящим из якобы государственных органов.
Одними из первых площадок, где появились информационные материалы «Расскажи бабушке», стали отделения крупных банков: там появились предупреждения о мошеннических звонках и правила безопасности при обращении с документами. Затем аналогичные материалы появились и в МФЦ, и в поликлиниках — разрешение на это дают администрации регионов, понимающие необходимость борьбы с мошенниками.
— Проблем, на которые нужно обращать внимание, масса, — рассказывает Евгения Лазарева. — Это и подделка документов о собственности, и мошенническое оформление на пожилых людей кредитов, и «вписывание» их в финансовые пирамиды… Решения в этой сфере нужны системные, но и потребность в знаниях — безусловная. И тут помимо информационной кампании отлично помогают волонтеры. Оказывается, людям нравится помогать друг другу!
— Эта тема важна всем поколениям, — делится впечатлениями волонтер Леонид Змиевский. — Но, конечно, чем старше люди, тем им нужнее такие сведения. Дело в том, что именно на старшее поколение мошенники действуют психологически: выступают под видом госструктур, припугивают, пользуются доверием… Наша задача — научить людей сохранять холодную голову, хотя это и непросто.
За считаные недели после запуска программа «Расскажи бабушке» охватила уже почти 30 регионов России. Телевизионные ролики иногда способны вызвать улыбку — ну и пусть, так только лучше запоминается. А это, собственно, и нужно: помнить, что если к вам стучится очередной незваный «проверяльщик водосчетчиков» — это известная науке мошенническая уловка. И «вестись» на нее не стоит.