Эксперты предупредили родителей о взаимосвязи буллинга и детского суицида

И дали советы, как бороться с травлей

Время от времени та или иная серьезная организация проводит исследования, чтобы составить хотя бы примерную картину буллинга, или, другими словами, травли одних детей другими в российских школах. Дошло до того, что недавно на одном из «круглых столов» некий эксперт заявил, что в данный процесс вовлечены 100% школьников: кто-то в качестве экзекуторов, а кто-то — жертв. Вроде как нейтральных здесь нет. Неужели это явление, которое всегда существовало, даже во времена СССР (вспомните фильм Ролана Быкова «Чучело» по повести В.Железникова), так и останется в разряде вечных? Эксперты в очередной раз решили объяснить родителям, что делать в такой ситуации и откуда корни зла.

И дали советы, как бороться с травлей
Кадр из фильма «Чучело».

По данным ВОЗ, в России в 2014 году среди мальчиков 13 лет 24% обижали других детей не менее двух раз за месяц, а 30% признались, что сами подвергались травле дважды за этот период. Схожие результаты получены Организацией экономического сотрудничества и развития в 2015 году: 18% российских мальчишек 11–15 лет сообщили, что подвергаются травле — при среднем показателе в 11%. Но больше всего пугает то, что Россия находится на 3-м месте из 27 стран по распространенности этого неприятного явления, впереди нас только, как ни странно, вполне благополучные Австрия и Эстония. Зато мы сами значительно опережаем по градусу школьного насилия Канаду (у них 15% детей подвергаются издевательствам), США (11%), Финляндию (11%), Грецию (10%) и Швецию (4%). У Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека свой подсчет: 59% российских школьников сталкивались с ситуациями издевательства. Чаще всего имели место унижение (61%), оскорбления (77%), физическое насилие (24%), съемка издевательства на телефон (11%) и кибербуллинг (25%).

Проблемой всерьез озаботился Национальный институт защиты детства в рамках проекта «Дом под зонтом». Эксперты сошлись во мнении: несмотря на то что проблема кажется неискоренимой, с ней нужно и можно бороться, но для этого усилия семьи и школы должны быть объединены.

Эксперт Национального института защиты детства, программный директор Института социальных услуг и инноваций «Вектор», психолог, научный сотрудник лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ Галина Романовская уверена, что «травля имеет объективные предпосылки, она была всегда, потому что она связана с эмоциональной незрелостью детей». Учителя, по ее мнению, должны уметь отличать травлю от плохого поведения и рядовых ссор, своевременно замечать ее, уметь целенаправленно работать с классом.

— Педагоги и родители могут обучить детей навыкам взаимоподдержки, защиты одноклассников, отказу от предложений поучаствовать в бойкотах, высмеивании, издевательствах, — считает Галина Романовская. — Но во многих случаях оказывается, что учителя и школьные психологи никогда прежде этим не занимались. Кроме того, важно не только ЧТО сказать, но и КАК сказать, чтобы дети и подростки поверили, услышали и захотели следовать советам взрослых. Учителя работают в условиях высокого стресса, отвечая за жизнь детей. При этом в школах не работают программы профессиональной поддержки, благодаря которым специалисты могли бы эффективно и своевременно разбираться с трудными случаями. Родителям важно помнить об этом и не торопиться обвинять учителя, а лучше предложить свою помощь и свое участие в решении проблемы. Например, может быть очень полезна младшим подросткам беседа с отцами о мужской силе, о правилах самообороны и — что особенно важно — правилах честного боя. Считаю, что нам недостает культурного образца сильного и миролюбивого мужчины. Мужественность — это не только сила, это справедливость и честность, это неравнодушие к жесткости и умение остановить обидчика.

Галина Романовская заметила, что школы зачастую не готовы признавать наличие травли, так как все еще популярен миф о том, что издевательства одних детей над другими случаются только в плохих школах и у плохих учителей. А это неправильное и вредное представление. Из-за него ученики пропускают этап профилактики и не получают своевременной помощи. А разбираться с запущенными случаями — это трудно, долго и болезненно для всех: и для детей, и для педагогов, и для родителей. Когда Галина Романовская с коллегами приходит в учебное заведение с целью провести работу по профилактике буллинга, руководство школы встречает их настороженно. Однако очень важно провести такую работу вовремя, иначе будет поздно, предупреждает эксперт:

— Травля — это моральное насилие, обидные действия, насмешки, изоляция, порча имущества ребенка, и все это происходит еще до того, как случится насилие. И именно в этот момент и нужно реагировать — родителям и педагогам. Если случается физическое насилие, то это означает, что момент упущен. Спустя полгода с момента начала травли повышается риск суицидальных действий подростка — самое страшное последствие буллинга.  

В наше время в травле появился новый печальный тренд — кибербуллинг. И он еще страшнее, чем обычный, поскольку доставляет жертве больше морального унижения. Зато обидчики теперь могут судить по количеству лайков, кому они интересны и кто одобряет их поведение. «Чем больше лайков, тем ты круче, тем лучше результат, которого ты добивался», — добавляет Галина Романовская.

Эксперты попытались разобраться, какие дети любят издеваться над сверстниками, что их толкает на это. Родители детей-обидчиков страдают не меньше, объясняет психолог. Они бывают не готовы, когда кто-то в обиде, в злости позвонил им, пожаловался на их ребенка. Поэтому первой реакцией бывает ответный гнев. Многие родители потом о нем жалеют. «Но когда мы разговариваем без обвинений и упреков, то выясняется, что родители драчунов тоже нуждаются в психологической поддержке и просто не могут найти «работающих» способов утихомирить и уравновесить своих детей», — объясняет психолог.

В работе с детьми-агрессорами помогают приемы социально ориентированного обучения и выяснения причин повышенной агрессивности ребенка. Редко когда ребенок ведет себя жестоко безо всяких на то причин. Например, к агрессии склонен тот ребенок, который пытается пережить утрату (а к утратам в том числе относятся переезд, развод родителей), насилие по отношению к нему взрослых... Обидчик своим поведением, как правило, сбрасывает внутреннее напряжение; дети становятся такими, когда их что-то разрывает изнутри, когда они чем-то не удовлетворены. Еще одна причина — такой ребенок не чувствует границ другого человека, потому что у него самого они нарушены. Если его бьют, много и часто, он автоматически бьет других. Он не понимает, что этого нельзя делать. «К сожалению, они так защищаются, им никто ничего другого не может предложить», — считает Романовская.

В таких случаях специалисты советуют пойти с ребенком к психологу.

Председатель методического совета Национального института Александр Спивак обратил внимание, что если в школе случается травля, то чаще всего у педагогов нет четкого понимания, что предпринять, и в этом вся беда. Эксперт рассказал, как вести себя родителям в такой ситуации. Сначала — прийти к представителю школы: педагогу, классному руководителю, завучу. При этом важно быть изначально настроенным конструктивно: вы никого не обвиняете, не добиваетесь увольнения, а хотите разобраться, как решить проблему. Если школа признает факты, то можно совместно с директором и учителями обсудить возможности, обратить внимание школьного психолога, рекомендовать пригласить специалиста извне. Если же вы видите, что ничего не складывается, нужно переходить на следующий этап, выше: пожаловаться в администрацию, департамент образования, обозначить факты издевательства над ребенком, пояснив при этом, что вами было предпринято.

— В каждой школе, где так или иначе проявляются факты буллинга, должна быть проведена соответствующая работа — либо внутренняя, либо с привлечением внешних профессиональных команд, — заключает эксперт. — В наших школах есть, например, антитеррористическая политика, политика безопасности. Антибуллинговой политики нет. Важно, чтобы родительское сообщество объединялось для этих целей.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28115 от 31 октября 2019

Заголовок в газете: Осторожно: буллинг!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру