Январь 2019. На улице Транспортной в городе Сочи сотрудники мусороуборочной компании нашли в контейнере мертвого крокодила и мертвую двухметровую змею, похожую на питона.
Апрель 2019. В Тоцком районе Оренбургской области обнаружен мертвый нильский крокодил — в лесу около села Павло-Антоновка.
Май 2019. В Барнауле удав задушил артиста передвижного цирка.
Октябрь 2019. Возле Тарасовки в Пушкинском районе Московской области фура наехала на крокодила. Откуда он взялся на Ярославском шоссе — никому не известно.
Февраль 2018. Десятки животных сгорели заживо в передвижном цирке в Бурятии. Произошло это рано утром 4 февраля в селе Вознесеновка Тарбагатайского района республики. Как сообщалось на сайте цирка, в представлениях участвовали «гималайские медведи, дальневосточные леопарды, африканские дикобразы, канадская пума, макаки-резусы, кошки, собаки и другие питомцы».
Март 2018. При пожаре в «Зимней вишне» погибло 200 животных контактного зоопарка.
Июнь 2018. Рязанские зоозащитники проверили условия содержания животных в передвижном зоопарке «Ноев ковчег» на территории торгового центра. Животные мучились в железных вагончиках, которые раскалились под солнцем. Изнемогавшие от жары и жажды тигры и львы тяжело дышали, высунув языки. Два очень крупных медведя лежали в жиже из мочи и фекалий.
Октябрь 2018. В Краснодарском крае задержан организатор передвижного цирка, в котором львица напала на ребенка. Шапито давало представление в селе Успенское. Во время выступления зверь порвал защитную сетку и бросился на ребенка.
Декабрь 2017. Из-за прорыва трубы в контактном зоопарке Павлодара сварилось заживо 50 животных, в том числе тигровый питон, удавы, игуаны, гекконы, хамелеон, агамы, кролики, шиншиллы, хомячки и мадагаскарские тараканы.
Январь 2016. В городе Сатка Челябинской области в зоолунапарке — передвижном зверинце из Пятигорска — экзотические животные так мучились от холода и голода в железных неотапливаемых вагончиках, что их вопли не давали уснуть горожанам.
Июнь 2015. В Санкт-Петербурге трехметровый питон укусил свою хозяйку, она погибла. Питоны не ядовиты, но слюна может вызвать аллергическую реакцию. Хозяйка змеи об этом знала и до последнего пыталась спасти свою жизнь — вокруг трупа были разбросаны шприцы и антигистаминные препараты.
Март 2014. На севере Петербурга дворник нашел в мусорном контейнере труп африканского крокодила-людоеда.
Январь 2014. В «Невском экспрессе», прибывшем на Ленинградский вокзал Москвы, обнаружили двухмесячного львенка. Его везли без разрешительных документов в Москву, откуда планировали отправить за границу. Львенок был в ужасном состоянии — вся морда в рассеченных ранах.
Август 2011. Во время перелета с Сахалина во Владивосток умерли 12 морских котиков. Их перевозили в грузовом отсеке вместе с чемоданами. Всего было 20 животных, в живых осталось 8.
Декабрь 2009. Восемь индийских тигров и африканская львица погибли в Якутии во время перевозки в цирк на новогоднее представление.
Февраль 2009. В город Сосновоборск Красноярского края приехал кочующий частный зоопарк. В сильные морозы хозяева не обеспечили животных теплом и нормальным кормом. Они заживо замерзали, а люди, приходившие к клеткам, плакали и ничего не могли сделать.
***
Это далеко не полный список несчастий последнего десятилетия, которые выдает Интернет по запросу «инцидент — дикие животные».
Несчастий, произошедших с животными по вине людей, и несчастий, произошедших с людьми из-за животных, но по вине опять же людей, — не счесть.
Дикие животные постоянно появляются в новостях в печальном контексте: напал, убил, откусил, искалечил, умер, исчез, замерз, найден на помойке…
По большей части инциденты происходят с представителями видов, которые не водятся в нашей стране. Либо они привезены из других стран, либо родились в неволе от особей, которые были в Россию импортированы и здесь дали потомство.
Пути их в нашей стране неисповедимы.
Мертвый нильский крокодил у села Павло-Антоновка Оренбургской области, например. Ну как он туда попал? Он же не мог сам приползти в Павло-Антоновку с берегов Нила. Значит, кто-то его привез. Значит, где-то там он и жил — неподалеку от Павло-Антоновки.
И возникает, конечно, вопрос: а местные власти и ветеринарные службы знали, что в Павло-Антоновке проживает нильский крокодил? Или это для них оказалось сюрпризом?
***
Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассказать про порядок, по которому в Россию ввозятся из-за границы дикие животные.
Порядок этот регулируется Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Она называется СИТЕС (Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora).
Международного запрета на торговлю такими видами животных нет. Каждая страна сама для себя определяет, можно ими торговать или нельзя. Но чтоб хоть как-то контролировать и охранять этих животных на межгосударственном уровне, принята Конвенция. Она охраняет 33 тысячи видов флоры и фауны. Они перечислены в трех списках — приложениях к СИТЕС. Практически все дикие животные, которые импортируются в Россию, включены в какое-то из приложений.
Особенно строго регулируется торговля животными из Приложения I. Она разрешается лишь в исключительных обстоятельствах.
В Приложение I включено 800 видов. В их числе, например, горилла, шимпанзе, козел винторогий, снежный барс, нильский крокодил (привет Павло-Антоновке!), тигровый питон, леопард, ягуар, гепард…
СИТЕС принята в 1973 году, Советский Союз ее ратифицировал в 1976 г. Будучи правопреемницей СССР, Россия продолжает ее соблюдать.
СИТЕС — одно из самых крупных международных соглашений по охране дикой природы. Ее цель — гарантировать, что международная торговля дикими животными и растениями не создает угрозы их выживанию. Технически эта цель достигается общей схемой регистрации импорта-экспорта, которую должны соблюдать все страны-подписанты.
Если животное или растение внесены в приложение к Конвенции, они не могут быть экспортированы из страны без сертификата СИТЕС. Эти сертификаты в каждой стране выдаются административным органом государства, на который такая функция возложена.
В России функции административного органа СИТЕС возложены на Росприроднадзор. Ведомство оформляет сертификаты СИТЕС для включенных в приложение видов животных, которые собираются вывозить за рубеж. Можно зайти на сайт Росприроднадзора, там описан порядок оформления и пошлина, которую надо уплатить за такую услугу, — 3500 руб.
Но помимо выдачи разрешений СИТЕС на экспорт животных административный орган должен еще и погашать такие же разрешения, выданные в других странах, когда животное, наоборот, импортируется в Россию, — чтоб по этому разрешению уже больше никого не ввезли. И не только погашать, но и вносить сведения об этом животном в журнал торговли, а потом раз в год представлять Секретариату СИТЕС отчет: сколько каких животных вывезли из страны за год и сколько каких ввезли.
Все это должен у нас делать, повторимся, Росприроднадзор.
Погашение сертификата СИТЕС на импортированное животное — первое условие его легализации в России.
Второе условие — владелец должен получить разрешение на его «содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде».
На тех, кто внесен в Красную книгу либо обитает в зоопарке/питомнике на территории ООПТ, разрешения выдает Росприроднадзор. На всех остальных разрешения выдают органы государственной власти того субъекта Федерации, куда перевезли импортированное животное.
***
Дикие животные — объект, охраняемый государством. Такие же, как лес, вода, земля и воздух.
В Федеральных законах «Об охране окружающей среды» и «О животном мире» нет положения о том, что если дикие животные оказались в зоопарке, вольере или чьей-то квартире, то в отношении их перестают работать законы, обеспечивающие их охрану и учет.
Но обеспечивать их охрану и учет возможно только в том случае, если известно, кто ими владеет и по какому адресу они содержатся.
Такие данные должны быть в первую очередь у местных властей.
Конечно, они не могут сами ходить узнавать, у кого из жителей города или поселка появился в доме крокодил. Эти сведения им должен передавать орган власти, который выдал разрешение на содержание крокодила.
Местным властям такие сведения необходимы, чтоб контролировать на своей территории содержание диких животных в неволе.
В соответствии со ст. 26 Закона «О животном мире» юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к их содержанию. Но никто, кроме местных властей, не может за этим следить. Да и никто в этом не заинтересован, кроме них.
Если бы я, например, была главой администрации какого-то поселения, я бы обязательно знала, у кого из селян живет на дому питон/крокодил/медведь, откуда они взялись, какие на них есть документы, получают ли они вовремя прививки, наблюдает ли их ветеринар и насколько надежны их клетки-террариумы, потому что, если такой зверь окажется на свободе, пострадать может кто-то из жителей нашего поселения, включая детей.
То же самое в отношении шапито и передвижных зоопарков. Если бы они приехали в наше поселение, я как глава администрации непременно посмотрела бы документы на всех животных, справки о прививках и условия, в которых они содержатся. Потому что мне было бы совершенно не нужно, чтоб мои избиратели плакали возле клеток с замерзающими животными. И трупы питонов в мусорных контейнерах мне тоже были бы не нужны.
Но владеют ли реальные, действующие главы администраций такой информацией?
***
Ответ на этот вопрос мне дала Софья Беляева, общественный инспектор по охране окружающей среды.
В мае она разослала обращение в адрес глав субъектов Федерации, районов и крупных городов, в котором просила предоставить информацию об объектах животного мира, содержащихся в неволе на подведомственной им территории.
Ответы пришли от администраций Красноярского края, Ленинградской, Владимирской, Амурской, Пензенской, Калужской, Орловской областей, Республик Хакасия и Ингушетия, Энгельсского района Саратовской области, Раменского района Московской области, городов Ноябрьска, Кемерова, Долгопрудного, Ессентуков, Вологды, Уссурийска, Белгорода, Кызыла, Евпатории, Бердска, Новомосковска, Екатеринбурга, Артемовска, Сыктывкара, Дербента, Калининграда, Назрани, Орла, Рыбинска.
Содержание всех ответов примерно одинаковое — такое же, как в письме, например, зам.главы администрации города Сыктывкара:
«Рассмотрев ваше обращение, сообщаем, что запрашиваемая информация отсутствует».
Содержатся ли на подведомственной территории импортированные животные? Содержались ли прежде, но умерли? А животные, используемые в сфере развлечений — медведи, верблюды, лошади, ластоногие, китообразные, — они умирали у вас в последние десять лет?
Нет, этими данными администрации не обладают.
В Рыбинске знают только, что в 2013 г. обезьяна Сара из передвижной выставки экзотических животных укусила за руку женщину. В Пензенской области — что в 2016 г. в селе Золотаревка медведь вырвался из клетки и напал на мужчину, от чего тот скончался на месте. На том же уровне осведомленность администрации Амурской области: в апреле 2019 г. у них «зафиксирован несчастный случай между человеком и диким животным (бурый медведь), содержащимся в неволе».
Ответы, полученные Софьей Беляевой, наглядно показывают, что цепочка административных действий, по которой должно регистрироваться, контролироваться и отслеживаться каждое ввезенное в Россию животное, не работает.
Местным властям не поступает информация от органов, выдавших разрешение на содержание животных. А самим этим органам не поступает информация от Росприроднадзора о том, что животные ввезены.
Мы попробовали найти обрывы этой цепочки.
Они обнаружились в первом же звене.
***
На сайте СИТЕС есть ссылка на базу данных, в которой содержатся сведения по количеству импортированных и экспортированных животных по всем странам — участникам Конвенции за все годы ее действия.
Страны-экспортеры, по сведениям СИТЕС, продали в Россию в десятки и даже сотни раз больше животных, чем указывает Росприроднадзор (!!!).
По крокодилам за период с 1993 по 2017 г. страны-экспортеры отчитались, что поставили на территорию РФ 5649 живых животных. Росприроднадзор сообщил в секретариат, что импортировано за 24 года всего 55 живых животных.
По кошачьим: с 1992 по 2017 г. страны-экспортеры отчитались, что поставили на территорию РФ 929 животных. Росприроднадзор сообщил в секретариат, что импортировано за 25 лет 195.
По питонам: с 1992 по 2018 г. страны-экспортеры отчитались, что поставили на территорию РФ 7157 змей. Росприроднадзор сообщил, что импортировано за 26 лет 37 змей.
По слонам: с 1993 по 2016 г. страны-экспортеры отчитались, что поставили на территорию РФ 86 слонов. Росприроднадзор сообщил в секретариат, что импортировано за 23 года 19 слонов.
По рептилиям в целом (с учетом питонов и крокодилов) с 1992 по 2018 г. страны-экспортеры отчитались, что поставили на территорию РФ 93 330 голов, Росприроднадзор сообщил в секретариат, что импортировано за 26 лет 232 живых животных.
Чем объясняется такая космическая разница?
Софья Беляева обратилась за разъяснениями по поводу процедуры погашения сертификатов СИТЕС в Росприроднадзор и Федеральную таможенную службу.
Из ФТС пришел ответ за подписью Сергея Шкляева, начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля: «прекращение действия разрешений (сертификатов) СИТЕС, а также контроля за объектами животного мира, подпадающими под действие Конвенции, не относится к компетенции таможенных органов», поскольку совершать эти действия уполномочен Росприроднадзор.
Ответ из Росприроднадзора подписан заместителем руководителя ведомства Амирханом Амирхановым. «Фактически погашение разрешений происходит в заявительном порядке, — сообщил он, — а информацией о ввозе на территорию Российской Федерации образцов располагают таможенные органы Российской Федерации, которые также проставляют отметку, содержащую информацию о количестве образцов, фактически пересекших границу Российской Федерации и, как следствие, в ходе осуществления таможенного контроля погашают разрешения».
Если по-простому, то Росприроднадзор ответил: «Разрешения СИТЕС на ввоз животных в Россию погашает таможня», — а таможня сказала: «Мы не погашаем, у нас нет такого права, эти сертификаты должен гасить Росприроднадзор».
***
Вот, собственно, все, что нужно знать о контрабанде животных, нелегальной торговле и приверженности нашей страны принципам защиты дикой природы, провозглашенным международной Конвенцией.
Государственным органам дела нет, каких животных привезли в Россию, сколько, кому их перепродали и что с ними в итоге сделали.
Этот бизнес не контролируется на входе, то есть на ввозе животных в страну, поэтому дальше он преспокойно уходит в тень.
Животным подделывают ветеринарные документы, одних особей подменяют другими, не платят налоги, скрывают, не соблюдают правила содержания.
В итоге государство полностью теряет контроль над оборотом диких животных: где содержатся, в каком состоянии, погибли/не погибли, проходили карантин/не проходили, как утилизировались, размножались ли, представляют угрозу для владельца/окружающих лиц, не представляют.
Все это происходит с объектами животного мира, которые находятся на грани исчезновения и защищены международной Конвенцией.
Что говорить о тех, кто ею не защищен.
***
Из описанной картины следует однозначный вывод: нелегальная торговля дикими животными остается у нас одним из самых прибыльных криминальных бизнесов только потому, что органы государственной власти, отвечающие за сферу животного мира, позволяют ей оставаться нелегальной.
Почему позволяют?
Два объяснения, как всегда:
1) потому что сами срослись с этим бизнесом и имеют от него личную выгоду;
2) потому что система госуправления неэффективна и бардака от нее больше, чем порядка.
Выбирайте, какое вам больше нравится.
Но правильнее всего выбрать оба.