Сразу же после объявления победителя на сцене Государственного Кремлевского дворца мы поздравили Ларису Гивиевну и задали ей несколько вопросов.
Ларисе Арачашвили 28 лет, она преподает ученикам 7–10‑х классов.
— Многие мне говорили, будто я фаворит, но для меня эта победа была неожиданной, — рассказала Лариса Арачашвили «МК». — Потому что те люди, с которыми я вышла в пятерку призеров, — мегапрофессионалы. Это было неожиданно, правда! Я была уверена, что войти в пятерку победителей — это мой максимум.
— Сколько лет вы работаете учителем?
— Седьмой год. Сейчас у меня вторая школа. Я пять лет проработала в лицее №6, тоже в Волгограде. А потом в городе открылась новая школа «Долина знаний», и меня пригласил на работу ее директор Петр Васильевич Байкалов. А познакомились мы с ним на совете молодых педагогов. Он меня там увидел, заметил и позвал в новую школу. Было, конечно, очень тяжело расставаться со своими детьми в предыдущей школе. Я чувствовала себя предательницей! Дети не отпускали меня, писали в группе моей новой школы: «Верните нам Ларису Гивиевну!». Ко мне уже в эту новую школу постоянно приезжают мои выпускники, пишут, звонят… Мы стараемся поддерживать отношения. Мне это важно.
— Вы с самого начала хотели стать учителем?
— Нет. Моя бабушка — учитель русского языка и литературы, так что я примерно представляла, что это за работа. Мне казалось, что это не про меня. Система образования — достаточно жесткая система, а я человек творческий, импульсивный. Немного отличаюсь от стандартного представления о педагоге, поэтому было сложно. Но мне понравилась учеба в педагогическом вузе! И когда я там училась, я пошла работать вожатой. И вот именно тогда я поняла, как важна эта детская любовь, какой это непередаваемый драйв — работать с детьми!
— Были у вас какие-то трудности, когда вы начинали?
— С детьми у меня не было трудностей. Трудности были с администрацией школы, потому что я немножко нестандартный педагог. Меня очень активно пытались загнать в какие-то рамки, а я сопротивлялась. Я поэтому и поменяла школу, что Байкалов дал мне определенную свободу действий.
— Расскажите о вашем самом приятном событии как у учителя.
— Расскажу вам, как мои дети потрясающе поздравили меня с днем рождения. Это был второй год моей работы. У нас в школе всегда было очень сложно с расписанием, что-то передвинуть, поменять кабинеты. И однажды подхожу к тому кабинету, где я должна вести урок, а дверь закрыта. Мне говорят: у тебя изменения. А это день моего рождения. Я иду в другой кабинет, веду урок. Потом у меня следующий урок, иду в свой класс, а там как раз те дети, к которым я пришла совсем молодая-зеленая, они со мной с первого дня моей работы. Я открываю дверь ключом — а на меня начинают сыпаться шарики, меня встречают дети с цветами. Весь кабинет украшен плакатами с моими распечатанными фотографиями. На столе — огромный торт. Это было потрясающе, потому что дети уговорили администрацию поменять мне расписание, договорились по поводу кабинета. Это было счастье!
В прошлом году, уже в «Долине знаний», мои девятиклассники тоже сделали мне прекрасный подарок. Когда учителей поздравляют с Днем учителя, ведь что стандартно дарят? Конфеты и цветы. А они запомнили, как я обмолвилась, что больше люблю бананы, колбасу и соленые огурцы. И подарили мне на День учителя трехлитровую банку соленых огурцов и палку колбасы. Потом я еще как-то сказала, что очень хочу кигуруми — это такая мягкая пижамка в виде зверюшки, и они подарили мне эту пижаму-единорога со словами: «Вы тот педагог, которого не может быть, но вот он есть, как единорог!». Это такой индивидуальный подход детей к тебе! То есть они действительно хотели сделать приятное своему учителю. Просто сердце щемит от восторга!
— Хотите сказать, что дети вас всегда слушаются и не бывает с ними конфликтов, даже с хулиганами?
— С хулиганами я договариваюсь. Я разговариваю с ними предельно честно. Я им говорю: вот есть я как учитель, и моя цель — сделать то-то и то-то. Пожалуйста, помоги мне в этом. Если ты мне поможешь, у нас с тобой не будет никаких проблем. Мы будем жить в мире, согласии и добре. Когда ты приходишь к ребенку с поднятым забралом, он это ценит. Пока у меня получается. Ни в коем случае не думайте, что у меня дети все сплошь отличники. Это не так. Дети все разные. Просто конфликтов с детьми у меня нет. Мы все решаем с помощью разговоров.
— Что бы вы посоветовали учителям, чтобы ученики их любили так же, как и вас?
— Пытаться понять детей. Потому что термин «любить» — это такой абстрактный термин. А как ты можешь любить ребенка, если ты его не понимаешь? Ты не понимаешь, чем он живет, чем он дышит. Про детей говорят, что они другие, поверхностные. Они не другие, они не поверхностные. Просто мир вокруг немного изменился, соответственно, они тоже поменялись. Музыка изменилась, фильмы, но это не значит, что всё стало плохо. Стоит понимать ребенка, понимать его увлечения. И если ты поймешь, то ты полюбишь. А если ты полюбишь, то обязательно полюбят тебя.