Россию захлестнула эпидемия шопоголизма

Нервный срыв на почве тряпок

В глазах нездоровый блеск. Руки заняты вешалками с одеждой. В зеркалах примерочной кабинки отражаются все новые и новые туалеты.

А хочется еще и еще. И пусть весь мир подождет.

Это состояние многим знакомо. Шопоголики спускают все деньги на покупки ненужных вещей, испытывая при этом разнообразную гамму чувств от эйфории до апатии. По оценкам экспертов, от 5 до 7% россиян страдают от ониомании — непреодолимого желания сметать с прилавков вещи, на которые упал взгляд. За 10 лет, согласно опросам, число шопоголиков в России увеличилось в 2,5 раза. Они спасаются от депрессии, борются с одиночеством или банально больны?

Нервный срыв на почве тряпок

— Я Ника, и я шопоголик, — представляется девушка, с головы до пят упакованная в люксовые бренды. Мы сидим в кафе в одном из московских торговых моллов. У ног моей собеседницы несколько пакетов с названиями известных брендов. — Но до Барбары Зелински мне пока далеко!

Американка Барбара Зелински считается эталоном шопоголика. Она прославилась тем, что ухитрилась потратить зарплату своего мужа за рекордные 2 минуты 34 секунды. Понятно, что любовная лодка так же рекордно быстро разбилась о быт.

— Я покупаю много, везде, всегда, и мне это необходимо. Моей зарплаты хватает только «на булавки», спасает ежемесячная сумма, которую папа переводит мне на карту, но я уже влезла в кредиты, и это единственное, что портит мне жизнь. Трачу деньги в магазинах, на распродажах, не пропускаю все эти «черные пятницы», «киберпонедельники» и ночные сейлы, — делится Ника. — Если выезжаю на зарубежный шопинг, то вообще пускаюсь во все тяжкие. Мне не нужны экскурсии и музеи, я провожу все время в магазинах, где закупаюсь до обморочного состояния. В конце августа два дня шаталась по аутлету в Германии. Вышла оттуда, вся увешанная покупками, села на скамеечку и зарыдала навзрыд. Нервный срыв на почве тряпок — это очень примитивно. Другие люди ищут, где хлеб дешевле купить...

— Можете назвать последние покупки?

— Позавчера купила туфли, вчера — две пары джинсов и пуловер. Сегодня — балетки, осенние сапоги и два платья. Сейчас еще одно куплю, полгода назад на него глаз положила, а сейчас увидела его со скидкой в три раза. Зареклась уже покупать, а мне еще брючки нужны, и укороченные тоже, и туфельки классные себе присмотрела, они как раз к тому платью, которое покупать сегодня буду, подойдут. А самое главное — деньги заканчиваются. Но платье все равно куплю!

Нет, пожалуй, ни одной социальной и возрастной группы, в которой не водятся шопоголики. Правда, среди них намного больше женщин, чем мужчин. Пристрастия тоже разные. Если слабый пол отдает предпочтение одежде, обуви, косметике, еде и товарам для дома, то покупательские интересы сильного пола лежат в сфере современных гаджетов, спорттоваров, автопринадлежностей, часов и разных антикварных вещичек.

Но вот у Юрия Д., можно сказать, женские приоритеты. Он теряет берега, когда попадает в продуктовый супермаркет:

— Жена обычно присылает мне SMS-сообщения, что купить. Список, как правило, скромный: хлеб, колбаса, сыр, что-то из бытовой химии. Но как получается, что всегда приезжаю на кассу с полной тележкой, где громоздятся минимум двадцать пять дополнительных номинаций товара? Понимаю, что я после работы, голодный, а тут такие запахи выпечки и свежего хлеба! Сначала иду по списку жены. Какую колбасу взять? Докторскую надо, еще сырокопченую, сосиски тоже не помешают. Хватаю мясо, цыпленка, филе индейки. В овощном взвешиваю помидоры, огурцы и фрукты. Попутно бросаю в тележку влажные салфетки для машины, которые у меня почти закончились. Вспоминаю, что кота тоже надо побаловать, поэтому сметаю в тележку несколько упаковок с лакомствами. Потом выбираю тортик, хотя знаю, что жена будет ругаться: у нее диета. Незаметно иду на второй круг — вдруг что-то забыл? Точно, в рыбный отдел не заглянул, надо бы селедочки, чтобы сладкое уравновесить! В последний момент беру несколько пачек мороженого и батарейки на кассе. Наконец, выкатываюсь из магазина с чеком, по длине напоминающим египетский папирус, загружаю все это изобилие в багажник и, довольный, еду домой. Хотя точно знаю, что жена будет с каменным лицом запихивать покупки в холодильник (у нас их два) и мы опять поссоримся…

Маньячу на обувь!

Шопоголики часто приобретают товары, которые им не нужны или уже имеются, причем не в единственном экземпляре. Порой покупаются вещи, которые даже не распаковываются. Иногда с одежды не срезаются бирки. Это происходит не потому, что люди планируют сдать товар в магазин. Просто миссия уже выполнена — здесь ведь процесс порой важнее результата!

По мнению психологов, шопоголики таким способом получают своеобразную компенсацию, поскольку большинству свойственны пониженная самооценка и неуверенность в себе.

Списываюсь с Анной С. на одном из форумов. Она уже делилась здесь своими проблемами. После развода у нее началась тяжелая депрессия. Средство от хандры нашлось быстро — шопинг.

— Вообще-то я всегда любила делать покупки, но раньше это было в разумных пределах. А тут меня захлестнуло! Сначала закупалась в сетевых магазинах. Там пара кроссовок и спортивных костюмов, здесь — джинсы со скидкой, блузочки на лето, упаковка носков. Я и не заметила, как переместилась в бутики — стала охотиться за брендовыми вещами. Благо, зарплата позволяла. Купишь себе юбку с лейблом известной марки, перчатки или сумку — и сразу почувствуешь себя другим человеком. Бутики я себе позволяла не часто, где-то пару раз в месяц, но если мероприятие по какой-то причине срывалось, меня начинало трясти, как наркомана в ломке. А потом могла выбросить всю наличность на какую-нибудь совершенно ненужную вещь. Выходишь из магазина, вся такая счастливая, с фирменным пакетиком, а через несколько часов наступает отрезвление: «Зачем ты это сделала?»

Потом Анна оформила кредит «сто дней без процентов» и не заметила, как пропустила льготный период. Зато в шкафу появились новые вещи. Но пошли проценты на проценты, долг перед банком рос как снежный ком.

— Я взяла кредит в другом банке, потом еще в одном, — вспоминает она, — и в один прекрасный день мне стало уже не до шмоток. Я поняла, что попала в капкан. Опять накрыла депрессия, еще хуже, чем тогда, после развода. Родители настояли, чтобы я пошла к психологу, и помогли оплатить курс терапии. Сейчас у меня все нормально, последний срыв произошел год назад в Италии, когда я в местном аутлете оставила за дизайнерские вещи сумму, превышающую стоимость тура. С тех пор в магазины ни ногой — донашиваю старое.

Удовольствие от удачного шопинга некоторые исследователи сравнивают с эротическим наслаждением. По крайней мере, любые другие занятия просто меркнут на фоне удовольствия, которое дарит «отрыв» в торговом зале или в интернет-магазине.

Многим шопоголикам просто необходимо делиться кайфом от приобретений с единомышленниками. В соцсетях множество форумов, объединяющих любителей безумного шопинга.

Они создают группы для совестных покупок — это дешевле, пишут «хвасты» — так называются посты об удачных покупках с фотографиями, собирающие лайки и комментарии. Здесь же можно обсудить проблемы, рассказать о собственном опыте:

«Нет денег — есть кредитка))! Спасибо тем, кто ее придумал. Пополняю кредитную карту, остальное оставляю на дебетовой. Дебетовая карта — моя заначка на форс-мажорные обстоятельства. Она лежит и ждет своего часа, пока исчерпаю все лимиты и деньги оттуда вновь переведутся на кредитку!»

«У меня вот сейчас совсем времени на походы по магазинам нет, маленький ребенок и все такое. Так вот, я прибегаю в магазин быстренько, пока муж дома с киндером, хватаю первую приглянувшуюся вещь, и бежать!»

«А я беру только обувь, высокий каблук, и все, не могу остановиться, в месяц покупаю по 4 пары обуви или больше, трачу кучу денег! В шкафу две пары джинсов, 3 рубашки, а все остальное — обувь!!!»

«Девочки, у меня была похожая хрень — я искала один нереальный серый шарф по всей Москве! Обзванивала бутики! Ездила в поисках какой-то тряпочки по всем магазинам. Муж смотрел на меня как на идиотку! И что?! Купила этот шарф, и он валяется у меня на полке…»

«…Ежесекундная радость, а потом новый поиск! Я зависима от этого поиска! Я, как наркоман! Мне не нужны эти вещи — зачастую просто складываю их в шкаф, дарю или отношу обратно в магазин. Причем я подсела именно на покупки по Интернету — с ребенком по магазинам ходить тупо неудобно! Как бы я ни пыталась иронизировать, я все равно не могу с собой справиться! Вот сейчас пишу, а сама думаю о том, что дура я — провафлила такую скидку, там были туфли сиреневые! У кого есть такие — продайте мне! Может, мне Интернет отрубить? Так я попрусь по магазинам! Лишать меня денег бесполезно — я их из-под земли достану, если увижу туфли! (да, кстати, я маньячу в основном на обувь)».

«…а еще есть такая тема, что я не могу надеть 2 раза одно и то же платье! Это не хвастовство, а реальная засада! Знаете, как тяжело объяснить мужу, почему я не могу надеть одно из тех платьев, которые висят, а должна всенепременно купить новое! И у меня ужасный страх, что деньги рано или поздно кончатся, и мне надо будет ходить в старых вещах, и я начинаю покупать впрок — это тупо перевод денег! Я поправляюсь, худею, мода меняется, и мои вкусы тоже, и все наряды опять же лежат».

Четыре белые блузки и пять пар джинсов!

— Покупка (а зачастую и решение о шопинге) происходит импульсивно, под влиянием внезапного желания, — считает Виктор Ханыков, врач-психиатр с сорокалетним стажем, специалист по лечению нехимических зависимостей. — Невозможность это осуществить резко ухудшает настроение. В результате спонтанного шопинга у человека накапливается масса неиспользуемых и просто ненужных вещей. В шкафах присутствуют одинаковые вещи разных цветов или несколько вариантов идентичных предметов (четыре белые блузки и пять пар джинсов).

— Каков механизм формирования этой зависимости?

— Если мы исходно были в несколько сниженном настроении и отправились за покупками, оно повысится, если нас беспокоила проблема, она на время отступит. Соответственно, в нейронных сетях мозга путь в магазин будет отмечен в виде готовой «тропинки к удовлетворению», еще пока чуть заметной. Так же естественно, что в магазине, особенно в гипермаркете, нам по ходу дела понравится не только нужная вещь, а и несколько ненужных, но красивых, или полезных, или престижных. Покупка такой вещи тоже принесет удовлетворение. Притом быстрое и нетрудоемкое, в отличие от похода на концерт, в галерею или путешествия. Так возникает соблазн отвлечь себя. Мозг ленив и стремится к получению максимума эффекта минимумом усилий. Шопинг, как и алкоголь, наркотик и игровой процесс, как правило, «успешен»: ведь всегда можно что-то купить. С каждой серией таких «лечебно-развлекательных» покупок снижается уровень необходимого для их провокации эмоционального повода. Наконец, и повода уже не нужно, так как удовлетворение от шопинга завоевывает доминирующее положение в наборе возможных «успехов» среди других поведенческих программ. Теперь, как только мозг требует новую порцию эндорфинов (модуляторов удовлетворения), он толкает человека именно на походы в магазин, мысль о которых становится все более навязчивой и непреодолимой.

— Как это похоже на другие зависимости!

— Да, всё в соответствии с классическими механизмами любой зависимости. Пропадает «количественный контроль», в результате чего повышается «доза» как числа, так и стоимости ненужных покупок. Затем исчезает «ситуационный контроль» — покупки начинают понемногу разорять, а сам шопинг уже отнимает время у семьи, друзей. Одновременно сужается круг прочих интересов, которые постепенно сводятся к набегам на бутики. И, наконец, появляется «абстиненция» — синдром отмены в виде выраженного эмоционального, а подчас и физического дискомфорта при невозможности осуществить задуманный шопинг по причине «деньги закончились». А ничто другое уже не способно дать тот же уровень удовлетворения. Так легкодоступное приятное развлечение при злоупотреблении им превращается в реальное заболевание, требующее специальной помощи.

— Вряд ли шопоголики считают себя больными…

— Людям с любой зависимостью присуще отсутствие критичности к заболеванию, это так называемая «анозогнозия», которая здесь обычно более выражена за отсутствием явного болезненного фактора. Осознается она, как правило, лишь на уровне уже выраженных социальных или финансовых проблем. А в результате — тоже закономерная деградация личности, пусть и не столь быстрая, как при «химии», зато и менее ощутимая, а потому более коварная.

— Кто входит в зону риска?

— Одни исследователи увязывают эту проблему с некоей «врожденной патологией мозга», другие — с депрессиями, частыми у женщин (наиболее подверженных шопингу), третьи — с хроническим стрессом урбанизированной жизни. И все это в какой-то степени имеет место, но лишь в качестве предрасполагающих факторов, которые могут сработать, а могут и нет, так как сами по себе они вызвать ни шопо-, ни алкоголизм, ни иную зависимость не могут.

В группу риска входят все те, у кого по тем или иным причинам недостаточно способов испытывать удовлетворение жизнью, но хватает финансов, по крайней мере, на изначальной позиции. Два главных фактора для неудовлетворенности — эмоциональный дискомфорт и скудный набор интересов и увлечений. Но это может быть и жертва «золотой клетки», и бизнес-леди, загруженная работой 24 на 7, которой в немногие свободные часы хочется «отключиться» чем-то «бессмысленным», но без наркоты и спиртного. Кстати, шопинг подчас является суррогатной «компенсацией» для ушедших от химических зависимостей представителей богемы. Ясно, что депрессии, творческие кризисы, хронические стрессы становятся дополнительными мотиваторами любых «облегченных» путей удовлетворения, включая шопинг.

— Как избавиться от этого наваждения?

— Прежде всего — не использовать шопинг как «лекарство» от любого дискомфорта, а также как способ убить время. Если начинает патологически тянуть в магазины и говорить о покупках — лучше обратиться к психотерапевту, чтобы выяснить сущность ваших проблем и пути их решения. И, кстати, есть универсальный способ ощутить себя полезным и позитивным и наполнить жизнь содержанием. Это добрые дела, благотворительность, волонтерство. Понятно, что это куда сложнее и необычнее, но и удовлетворение от успешности таких акций будет сильнее, устойчивее и улучшит не только вас, но и мир.

Шопоголики, которые хотят покончить с безудержным транжирством, объединяются в группы по принципу анонимных алкоголиков и т.д. Это те же универсальные программы «12 шагов». «Постарайтесь ограничить растраты, планируйте свой бюджет, не позволяйте себе импульсивных покупок, выделите на шопинг определенную сумму, не берите с собой лишних денег, найдите себе занятие, перестаньте посещать магазины» — большинство советов трудновыполнимы.

Впрочем, есть еще один простой и совсем не затратный способ. Им поделилась Евгения из анонимного сообщества:

— Я люблю ходить по магазинам, ничего не покупая. Сам процесс примерки или даже просто просмотра товаров вызывает положительные эмоции. Особенно в ювелирном магазине настроение быстро улучшается. Ведь совсем не обязательно все покупать, достаточно чисто эстетического удовольствия. Вот как в музее — посмотрел и пошел!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28088 от 30 сентября 2019

Заголовок в газете: Нервный срыв на почве тряпок

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру