В МЧС в течение дня на запрос «МК» пояснить нововведение так и не смогли ответить. При этом другим СМИ источники в ведомстве давали абсолютно противоречивые пояснения. В одном случае они утверждали, что курить на балконе запретят. В другом — что запретят только жарить шашлык и использовать барбекю, а курить и зажигать свечи по-прежнему будет можно.
— Насчет курения — это полная ерунда, — говорит независимый эксперт по пожарной безопасности Сергей Назаров, много лет проработавший дознавателем, к которому обратился «МК». — Курение и открытый огонь — разные вещи. Нормативно это не закреплено, но есть устоявшееся понятие в соответствии со статьей 168 Уголовного кодекса, где речь идет об уничтожении чужого имущества путем неосторожного обращения с огнем. Так вот понятие огня в документе, подвергшемся поправкам, коррелирует с тем же понятием в статье 168 УК РФ. То есть запретили с 1 октября на балконах разводить костры, жарить шашлыки и так далее. К курению это никакого отношения не имеет, речь идет об использовании открытого огня. А сигарета не является источником открытого огня.
— Но ее поджигают с использованием огня...
— Ну и что, это полная ерунда, — уверен эксперт.
Шашлык на балконе для Москвы — явление, пожалуй, экзотическое. А вот любителей по-дымить на свежем воздухе, не выходя на улицу, полно. В какой-то момент страдающие от этого соседи устали терпеть и стали обращаться в суд с требованием компенсаций морального вреда. И Верховный суд в 2017 году согласился с тем, что они имеют на это полное право. Только вот запретить курить на балконе совсем оказалось нельзя. И новый закон в этом тоже, получается, не поможет.
Поправками внесены и другие важные изменения. В частности, в кинотеатрах теперь будут обязаны перед началом сеансов сообщать зрителям о действиях в случае возгорания. Есть и нововведение для больниц, оно касается устройства палат для детей и тяжелобольных пациентов на первых этажах.
— То, что руководителей кинотеатров обязали информировать посетителей, куда бежать в случае пожара, это прямая реакция на события в «Зимней вишне», — говорит Сергей Назаров. — Это пункт абсолютно правильный и своевременный.
А в том, что касается оборудования палат для тяжелобольных и детей на первых этажах лечебных учреждений, как говорит эксперт, «произошло даже снижение требований».
— Поправками вводится понятие «проектная документация», — поясняет Назаров. — То есть раньше это было прямое предписание — размещать такие палаты на первых этажах, а теперь будет так: если проектом предусмотрено, что для второго, третьего, четвертого этажа предусмотрены соответствующие меры эвакуации, то можно устраивать такие палаты. Значит, все должно быть в соответствии с проектом. То есть законодателем была устранена фактически коллизия между нормами на стадии строительства и нормами на стадии эксплуатации.