Первые «встречи с куклами» были у Ирины еще в юности. Началось все с куклы Людки, которую собственноручно сделала для нее мама. Позже Ирина попала в больницу, и сестра сшила для нее еще одну куколку. Ирина захотела еще игрушек, но сестре уже было не до этого, поэтому пришлось обучиться этому делу самой. После был долгий перерыв: работа и семья заняли все время — и создание кукол было отложено в долгий ящик.
Творческий перерыв закончился, когда на дворе уже были 80-е годы. Ирина снова вспомнила о своем увлечении. Этому поспособствовала перестройка — полки магазинов пустели с колоссальной скоростью. У Ирины к тому времени уже были маленькие дети, сын и дочка, игрушек же катастрофически не хватало.
— И вот в Новый год решила я порадовать детей и сшила кукол — Деда Мороза и Снегурочку, — вспоминает Ирина. — Дети были в восторге, и вскоре стали появляться все новые и новые фигурки: Пират, Танцор, Повар и другие…
Со временем работы начали появляться на выставках в Томске, Новосибирске, Барнауле и других городах. Потом был сложный переезд из Норильска в Казахстан. В Казахстане Ирина прожила много лет. И вот однажды ее заметили — пригласили на торжественную церемонию, где она должна была получить награду от самого Нурсултана Назарбаева.
— Это был 2001 год. Не знаю, как они узнали про меня, — делится Ирина воспоминаниями. — Это произошло накануне 8 марта, позвонили из администрации Президента, сообщили о том, что выбрали пять женщин для награждения. О каждой сняли небольшой документальный фильм. В их числе была и я.
— Наградили чем-то ценным?
— Вся церемония проходила в торжественной атмосфере. Нурсултан Назарбаев — приятный мужчина. На сцене вручил мне благодарственное письмо.
Сегодня Ирина больше всего переживает, что не все ее куклы получают широкую популярность.
— Сейчас в моей коллекции несколько сот фигурок, — рассказывает Ирина, — но известны из них всего лишь с десяток. Те, которые везде присутствуют в соцсетях, люди рассылают их по группам и блогам. Больше всех знают, конечно, старичков — серию фигурок пожилых людей в разных жизненных ситуациях. Вот они очень популярны!
А между тем в своих работах Ирина затрагивает самые разные образы — от Средневековья и Древнего Египта до советского быта и сегодняшних времен. От эпохи Возрождения до украинских казаков, от римских гладиаторов до современных политиков. В числе последних есть Ельцин и Путин. Но самыми сложными фигурами для выполнения оказались не они.
— Джеки Чан стал самой сложной куклой из всех, что я сделала. Ему никак не получалось придать его оригинальную внешность. Эту фигурку пришлось переделывать восемнадцать раз, — рассказывает Ирина.
В работах мастерицы имеются не только отдельные персонажи, но и целые экспозиции. Вот комната с десятками крошечных, самых обычных предметов из нашего обихода. Обычная советская комната, отражающая эпоху начала 90-х. На стене висит ковер, а на нем — рог. Рядом стоит кровать, и на ней, прижавшись друг к другу, сидят бабушка с дедушкой. Они увлеченно смотрят телевизор.
— По телевизору в первый раз показывают фильм c Фредди Крюгером, и поэтому старички выглядят немного взволнованными, — смеется Ирина.
Как ей пришло в голову создать такую сложную работу, как удалось вылепить столь крохотный рог, полностью воспроизвести телевизор и буфет с опять же крохотным сервизом внутри! Удивительное и впечатляющее искусство мастера.
— Просто надо иметь много терпения, — объясняет она сама умение делать настолько мелкую и кропотливую работу.
— Из чего вы фигурки делаете? Что вас вдохновляет? Как вы придумали делать именно старичков?
— Большинство работ я выполняю из искусственного шелка. Потом грунтую их и раскрашиваю маленькой кисточкой. Сюжеты сама не придумываю, все беру из жизни: смотрю на людей вокруг. Все это наши реалии, поэтому на публику это и производит такое впечатление. Однажды увидела бабушку у подъезда и решила сделать ее фигурку. Так и появилась серия про старых людей. Некоторых посетителей выставки настолько трогают мои старички, что, посмотрев на них, они вспоминают о своих близких и лишний раз звонят им или приезжают в гости.
— Сложно делать такие работы?
— Работы мне даются очень тяжело, ведь я проживаю со своим старичком целую жизнь. Иногда по нескольку дней не могу закончить фигурку, откладываю, переделываю. А еще обидно, когда делают акцент на том, что именно пенсионерка делает фигурки. Почему наших эстрадных артистов не называют пенсионерами, а про меня говорят так, будто бабушка носки вязала, но тут ее осенило — и она кукол начала мастерить. У меня ведь тоже выставки…
— В Москве вы показывали своих старичков?
— У меня была выставка «Формула рукоделия». Люди приходили на выставку веселые, доходили до моих работ и менялись в лице — кто-то улыбался, кому-то становилось грустно, а некоторые вытирали слезы. Потом говорили спасибо за такие работы. А многие, узнав о выставке, приезжали издалека, лишь бы моих старичков увидеть.
Сейчас Ирина собирается завоевать всероссийскую популярность. Она хотела бы провести показы кукол по всей России, но пока что в ближайших планах всего два города: Оренбург и Барнаул. Все музеи уже работают по утвержденным расписаниям — и вклиниться в их программу очень сложно. А люди между тем постоянно спрашивают, где можно посмотреть кукольную выставку вживую. Хотелось бы Ирине провести показ и в Москве, но вот что-то пока не зовут…
— Будем надеяться, что ситуация когда-нибудь изменится, и москвичи вновь вживую смогут увидеть моих трогательных кукол, — улыбается Ирина.
Работы свои Ирина, к слову, не продает, говорит: «Нельзя отдавать стариков в чужие руки! Пусть живут дома!».