Решать или не решать?
Многие родители мечтают, чтобы 1 сентября подольше не наступало, даже больше собственных детей. И это совершенно не удивительно. Когда после беззаботного лета вновь приходит пора идти в школу, новых забот прибавляется не только у самих учащихся, но и у их родителей, которые и так перегружены работой и домашними хлопотами.
В наше время взрослые все чаще и чаще вынуждены принимать активное участие в учебе ребенка, и в первую очередь это касается выполнения домашних заданий. И если необходимость помощи с уроками первоклашке воспринимается как что-то само собой разумеющееся, то в последующие годы у родителей возникает закономерный вопрос: а стоит годами полноценно участвовать в школьной жизни своего малыша или нужно как можно быстрей отпустить его в самостоятельное плавание? В решении данной проблемы мнения родительской общественности расходятся. Кто-то ради хороших результатов готов вместе с ребенком учиться вплоть до института, другие же не видят необходимости вторгаться в поле деятельности учителей и самого школьника без крайней необходимости.
— На мой взгляд, решение, помогать или не помогать с уроками, зависит от каждого конкретного ребенка, — считает мама двух школьников из Подмосковья. — Старшей дочке я активно помогала только в первом классе, потом она делала все сама и лишь изредка обращалась ко мне, когда нужно было помочь с презентацией или с поиском материала для доклада. С сыном же вышла совершенно противоположная история. У ребенка были проблемы с логопедией, и учиться ему было сложнее, чем другим детям. К тому же прилежностью и усидчивостью, как у дочки, сын тоже не отличался. На данный момент ребенок учится в 3-м классе, и пока мне полностью приходится контролировать и сам факт выполнения домашнего задания, и его качество. Конечно, я не делаю работу за него, но помогать исправлять ошибки и разбираться в непонятом материале приходится постоянно. Все дети разные, кто-то прекрасно все усваивает на уроке, а кого-то нужно постоянно подтягивать дома.
Специалисты сходятся во мнении, что однозначно следует помогать с уроками младшим школьникам, которые еще только адаптируются к учебе в школе. Однако конечная цель этой помощи должна состоять в том, чтобы научить малыша готовить домашние задания самостоятельно.
— В 1-м классе у ребенка в голове еще нет четкой схемы, как правильно делать домашние задания и с чего начинать занятия, — поясняет детский психолог Алена Полянская. — В связи с этим задача родителей — помочь ребенку грамотно организовать процесс их выполнения. В первую очередь нужно правильно выстроить режим дня, определить четкое время для выполнения домашних заданий. Наиболее подходящее время для уроков — с 15 до 18 часов, когда ребенок уже отдохнул от школы, но еще не хочет спать. Начинать выполнять задания стоит с тех, которые кажутся более простыми самому малышу, желательно. Например, с устных, а не письменных, так ребенок быстрее раскачается и включит мозги для более сложных задач. Также нужно постараться уже с первых месяцев учебы постараться привить своему чаду серьезное отношение к школьным вопросам и чувство собственной ответственности за их решение.
Не сотвори себе лентяя
В последние годы во многих семьях учеба ребенка в школе стала чуть ли не главной заботой и темой домашних разговоров. Родители стремятся сотворить из своих чад отличников и гениев, при этом чересчур опекаемые школьники превращаются в обычных лентяев, не способных шагу ступить без посторонней помощи.
— На самом деле быть для ребенка полноценными родителями и учителями одновременно практически невозможно, — уверена Алена Полянская. — Попытки совмещать эти роли в большинстве случаев приводят к конфликтам и превращают совместное выполнение уроков по вечерам в настоящую пытку как для детей, так и для их родителей. Кроме того, ребята, которым постоянно помогают с домашними заданиями, быстро привыкают к опеке и уже не способны принимать решения самостоятельно. У таких детей появляется привычка во всем занимать выжидательную позицию, а не проявлять настойчивость в достижении целей собственными силами. Конечно, это не означает, что, если ребенок в процессе выполнения заданий что-то не понял и обратился за помощью, ему нужно отказывать. Просто это не должно становится системой, роль родителей может заключаться в контроле за выполнением домашних заданий, но не в решении за ребенка математических задачек, например.
По мнению специалистов, очень часто родители постоянно участвуют в процессе выполнения уроков своих чад, в попытке вытянуть своих учеников на отличные оценки по всем предметам. В результате взрослые задают слишком высокую планку для конкретного малыша, тем самым снижая его мотивацию, да и вообще самое желание учиться. Уровень способностей у всех школьников разный, и невозможно сделать отличников из всех детей, особенно в старшей школе. Гораздо важнее помочь школьнику понять, какое направление для него является самым интересным, и основные силы тратить уже на его изучение.
— В последние годы у родителей появилась манера постоянно спрашивать в школьных чатах домашнее задание, чтобы проверить, правильно ли их ребенок его записал, — рассказывает учитель математики Николай Ермолаев. — Если в первом классе это хоть как-то можно понять, то в средней школе это смотрится, мягко говоря, странно. 11–12-летний ребенок вполне может и должен четко записать все заданное, а если он заболел, то узнать уроки у своих одноклассников самостоятельно. Лично я на родительских собраниях всегда внушаю взрослым, что чем раньше они выпустят детей из-под собственного крыла, тем эффективнее и успешнее будет их учеба в школе.