«Молодой ленинец», 13 декабря 1927 г.:
«Редакция газеты «Молодой ленинец» 29 декабря с.г. в государственном академическом театре им. Вахтангова устраивает общественный просмотр пьесы Б.Лавренева «Разлом». После просмотра будет организован диспут и обмен мнениями. Заявки на билеты принимаются редакцией ежедневно с 11 до 17 час. Цена места от 80 коп. до 2 руб. 80 коп.»
Оригинальным «ноу-хау» журналистов столичной «молодежки» стала придуманная ими необычная форма проведения неформальных встреч с читателями: суд над газетой.
«МЛ», 1 апреля 1926 г.:
«МОЛОДОЙ ЛЕНИНЕЦ» — НА СКАМЬЕ ПОДСУДИМЫХ. Яркая лампочка у входа центрального дома актива Замоскворецкого района предвещает о вечере. Вереницей тянутся ребята… Сегодня судят их газету.
Зрительный зал переполнен. Под конвоем вводится подсудимый.
— Наш суд не инсценировочный, — раздается голос председателя суда, — наш суд должен выявить коллективное мнение ребят о своей газете «Молодой ленинец».
Один за другим выступают свидетели обвинения и защиты.
— Газета опаздывает — вот почему ребята перестали ее выписывать, — говорит комсомолец 1‑й Образцовой типографии тов. Аксенов.
— Мне и моим товарищам газета помогает в учебе, мы на кружке читаем ее, — заявляет свидетель из ячейки Рязано-Уральской железной дороги комсомолец И.Ларионов.
Суд сидит под обстрелом записок. Кто с вопросами к представителю редакции, кто с предложениями, кто высказаться хочет.
— Понятный язык нашей газеты делает ее доступной для широкого чтения, — говорит тов. Морозов из ячейки Краснохолмской мануфактуры.
— В распространении газеты очень малое участие принимает наш актив, — заканчивает свое слово тов. Володин из 1‑й Образцовой типографии.
Затем прения сторон.
С большим вниманием выслушивается последнее слово подсудимого: все мнения ребят для редакции дороги, наша газета должна удовлетворять запросы рабочей молодежи, нам нужна тесная связь с нашими читателями.
— …Суд идет, прошу встать! — стоя выслушивается приговор.
«Молодой ленинец» по суду оправдан».
Одна из самых «прорывных» придумок журналистов газеты относится к середине 1920‑х — времени, когда «Молодой ленинец» был на подъеме. Окрепнув, «молодежка» попробовала осваивать иную, технически наиболее передовую тогда форму общения с массами. Начиная с лета 1925‑го в эфир по инициативе и при участии журналистов «МЛ» в программе трансляций «Коминтерна» — одной из самых мощных радиовещательных станций СССР — стала регулярно выходить первая в стране комсомольская радиогазета.
«МЛ», 31 мая 1928 г.:
«Три года назад, приникнув к репродукторам, молодые радиолюбители впервые услышали: «Всем! Всем! Всем! Говорит Москва! Слушайте радиогазету рабоче-крестьянской молодежи «Молодой ленинец»... С того дня регулярно, каждое воскресенье эфир разносил во все уголки земного шара зовущие и волнующие слова комсомольской радиогазеты...»
К сожалению, через полтора года из-за возникших финансовых трудностей редакции пришлось с радиоверсией «Молодого ленинца» расстаться. Но уже «раскрученная», заслужившая популярность передача не сгинула. Она перешла под эгиду другого, более богатого на тот момент газетного издания.
В то же самое время комсомольское руководство города, озабоченное ухудшающейся ситуацией с «Молодым ленинцем», который стал терять читателей, на заседании бюро МГК вынесло свои рекомендации, как лучше «задружиться» с широкими массами молодежи. Читать этот перечень мероприятий весьма интересно: некоторые пункты выглядят прямо-таки интригующе, хотя другие вполне рабочие и действительно были впоследствии взяты на вооружение редакцией «молодежки».
Из протокола заседания бюро МК ВЛКСМ от 26 апреля 1927 года (гриф «секретно»):
«...В целях установления органической связи газеты с молодежью необходимо шире развернуть массовую работу вокруг газеты (экскурсии, прогулки, охота, гулянье и т.п.)».
Понять бы, как комсомольские вожаки середины 1920‑х представляли себе вариант агитации за газету при помощи охоты? А что они подразумевали под словом «гулянье»?
Возрожденный в 1940‑м «Московский комсомолец» тоже стремился заинтересовать потенциальных подписчиков, используя «хождение в народ». «Молодежка» иногда устраивала выездные редакции в районах области. Из документов известно, например, о том, что два таких выезда состоялись весной 1941 года: журналисты «МК» отправились в Ленинский и Раменский районы Подмосковья. К этому мероприятию подготовились основательно — были даже отпечатаны специальные листовки для распространения среди крестьян, пришедших на встречу с «акулами пера», о благоустройстве местных сел.
■ ■ ■
Одним из коронных приемов, используемых «молодежкой» для привлечения внимания читателей, была организация массовых спортивных мероприятий.
Уже вскоре после того, как по окончании Второй мировой возобновился выход газеты, «МК» стал продвигать в столице лыжный спорт. Судя по всему, начало было положено в январе 1946‑го, когда состоялись лыжные соревнования производственных коллективов в честь выборов в Верховный Совет СССР на приз газеты «Московский комсомолец». По городу расклеили 500 афиш, место старта и финиша оформили знаменами добровольных спортивных обществ и транспарантами, здесь играл духовой оркестр. Старт первой команде лыжников в торжественной обстановке дал главный редактор газеты К.Минин. В общей сложности в этих состязаниях приняло участие 157 низовых коллективов физкультурников — более 750 человек.
Лиха беда начало. В последующие годы традицией стало проведение лыжных соревнований школьников на призы столичной молодежной газеты. Как следует из официальных документов, «соревнования имеют своей целью дальнейшее развитие лыжного спорта среди школьников старших классов». Возраст участников «эмковских» лыжных гонок — 16–18 лет. Юноши бежали дистанцию 10 км, девушки — 5 км. От каждой школы заявлялась команда из десяти человек. Финал соревнований проходил в Измайловском парке культуры и отдыха им. Сталина в конце января — начале февраля. Мужской и женской командам-победительницам вручали переходящие призы газеты «Московский комсомолец» и грамоты городского Комитета физкультуры и спорта.
Не забывала редакция «МК» и про летние виды спорта. С конца 1940‑х в столице ежегодно проводились соревнования по легкой атлетике и футболу на призы газеты «Московский комсомолец». Очередные такие состязания, посвященные открытию летнего сезона, были приурочены в 1954 году к Дню Победы — их провели 5 мая на стадионе «Сталинец» в Тушине.
Среди «эмковских» фаворитов оказался и велосипедный спорт. 27 июня 1965 года в столице была впервые проведена Всесоюзная гонка сильнейших велосипедистов Советского Союза на приз газеты «Московский комсомолец».
Такое спортивное мероприятие постарались сделать традиционным. Очередная велогонка на приз «Московского комсомольца» состоялась 23–25 июня 1967 года. Как сказано в выпущенном по этому поводу приказе редактора, в гонке приняли участие сильнейшие гонщики СССР и сборная ГДР. «Велогонка привлекла большое внимание спортивной общественности и болельщиков».
■ ■ ■
Со временем, в «эпоху зрелости», газета столичных комсомольцев освоила еще один способ прямого общения с читательскими массами. Это стало «фирменным» мероприятием редакции столичной «молодежки» — устные выпуски «МК».
Первые из них проводились еще на рубеже 1940–1950‑х гг. Вот, например, информация, сохранившаяся в архивных документах редакции:
«19 июля 1953 г. в ПКиО «Сокольники» был проведен в 5‑й раз ежегодный традиционный устный выпуск газеты «Московский комсомолец». В выпуске принимали участие авторы газеты, работники науки и техники, литераторы, артисты. На выпуске присутствовало около 2500 посетителей парка».
«24 июля 1955 г. в Саду культуры и отдыха им. Н.Э.Баумана состоялся устный выпуск газеты «Московский комсомолец». В выступлениях и концерте приняли участие артисты московских театров, гости столицы, спортсмены. Присутствовало около 5000 человек».
«27 июня 1959 г. в ЦПКиО им. Горького редакцией газеты «Московский комсомолец» был проведен устный выпуск газеты. Проведение устных выпусков способствовало дальнейшему расширению связей газеты с широкими массами читателей… На выпуске присутствовало свыше 5000 слушателей».
Бывали периоды, когда мероприятия для читателей организовывались с повышенной интенсивностью. Например, в начале мая 1960 года «эмковцы» провели читательскую конференцию в городе ученых-ядерщиков Дубне. Вслед за тем 19 мая в Москве в Измайловском ДК «Строитель» редакция «молодежки» организовала подобную же конференцию для жителей северо-востока столицы, в которой приняло участие более 700 человек. А уже в следующем месяце, 16 и 26 июня, в парке культуры и отдыха «Сокольники» и в ЦПКиО им. Горького прошли подготовленные журналистами устные выпуски газеты, привлекшие внимание почти 10 000 человек.
С годами активность редакции на этом фронте отнюдь не уменьшалась. Вот, к примеру, состояние дел на 1980–1981 гг. Как констатировало тогда редакционное руководство, устные выпуски «МК» проводятся регулярно. Порой даже более пяти раз в месяц. Молодежь Москвы и Подмосковья проявляет большой интерес к таким встречам с творческим коллективом «Московского комсомольца». Кроме «больших» выпусков организуются также и встречи-отчеты «эмковцев» с отдельными производственными коллективами — на фабриках, в институтах, колхозах...
■ ■ ■
Существовал в свое время у «эмковцев» и еще один вариант организации неформального общения с читателями.
На рубеже 1950–1960‑х гг. в СССР активно проводилась кампания по сбору металлолома, к которой привлекали не только рабочих фабрик и заводов, но и студентов, школьников, сотрудников институтов, организуя для них специальные субботники и воскресники. Конечно же, столичная молодежная газета не имела права оставаться в стороне от столь важного общественно-политического мероприятия. В апреле 1959 года «Московский комсомолец» объявил для своих читателей акцию с интригующим названием: соревнование «разведчиков железных кладов». Газета призывала заняться поиском металлического утиля по пустырям и свалкам не только отдельных граждан, но и организовывать специальные отряды таких «следопытов» на предприятиях, в организациях, институтах и школах...
Для победителей соревнования были учреждены три денежные премии. Донесения о достигнутых успехах «разведчиков» в редакции принимали до конца лета, а 31 августа подвели итоги. Удивительно, но среди самых активных сборщиков «железных кладов» оказался ученый-гуманитарий — младший научный сотрудник Института истории Академии наук СССР Василий Растяпин.
Интерес к подобному «кладоискательству» газета поддерживала среди своих читателей на протяжении еще нескольких лет.
Еще одна новация от журналистов «МК» относится к началу 1962 года. Это был период поголовного увлечения космической темой в Советском Союзе. Сотрудники «молодежки» очень точно сориентировались в ситуации. Об их придумке можно узнать из приказа по редакции, подписанного 10 марта 1962‑го:
«Отделы информации и спорта проявили похвальную инициативу, создав «Клуб юных космонавтов». С января 1962 года началась регулярная работа клуба, в которой активное участие принимает Всесоюзная секция космонавтики, Федерация авиационного спорта СССР и Московский планетарий. Состоялось уже 6 занятий, на которых присутствует по 400–500 юношей и девушек...»
А вот это уже из области не массовой, а индивидуальной работы с людьми — газета наладила оказание помощи конкретным гражданам. С начала 1960‑х при отделе писем работал на общественных началах «стол добрых дел и советов». Любой желающий мог в определенные дни и часы прийти в «МК» или позвонить по указанному в газете телефонному редакционному номеру, рассказать о своих проблемах и получить подсказку, как действовать. Дежурили по «столу» энтузиасты — внештатные общественные консультанты, среди них и несколько ветеранов, работавших прежде в «МК».
Польза от такого изобретения была обоюдная: читатели получали реальную помощь в решении возникших проблем, а их истории использовались журналистами газеты для подготовки новых злободневных материалов. За первые три года существования «стола добрых дел» туда за консультациями пришло свыше 2000 человек, а позвонивших было в несколько раз больше. В 1964 году МГК ВЛКСМ наградил организаторов и работников «стола» почетными грамотами. Самое позднее по времени упоминание о существовании такой общественно-полезной службы встречается в протоколе собрания, прошедшего в редакции осенью 1977‑го.
■ ■ ■
С первых послевоенных лет берет начало традиция устраивать творческие конкурсы «Московского комсомольца». В последние десятилетия заслуженным уважением пользуется ежегодно присуждаемая театральная премия «МК», а начиналось все с попытки «эмковцев» взять на себя роль беспристрастных ценителей художественных достижений. В конце 1948‑го столичная «молодежка» объявила конкурс среди литераторов, музыкантов и артистов по случаю празднования 30‑летия комсомола. 10 января 1949 года были торжественно объявлены победители: поэт А.Межиров за стихотворения «Ленин на Финляндском вокзале», «Перед боем» и композитор К.Молчанов за музыку песни «Московская комсомольская».
Получить признание редакционного жюри за свои литературные опыты могли и непрофессионалы — простые читатели. Например, на конкурс, объявленный газетой зимой 1957‑го, было прислано свыше полутора тысяч материалов. Подобные же доступные для каждого желающего мероприятия «МК» проводил и позднее. Так, на протяжении почти четырех месяцев — с 9 ноября 1959 года по 1 марта 1960‑го — проходил открытый конкурс «МК» на лучший рассказ, художественный очерк, стихотворение «о жизни и труде советских юношей и девушек — строителей коммунизма». Премии назначили вполне серьезные: победители получали за рассказ две тысячи рублей, а за стихотворение — тысячу.
Конкурс вызвал большой интерес, в нем приняло участие около тысячи человек. Причем некоторые из приславших свои сочинения самодеятельных писателей являлись «эмковскими питомцами»: в период с конца 1940‑х до конца 1960‑х гг. при редакции «молодежки» работало литературное объединение.