— Девушка, а это картины самой Клавдии? — спрашивает меня сухонькая бабулька в вязаном сером берете. Мы стоим перед большой картиной (почти в человеческий рост) с вазой, наполненной объемными цветами. Практически половина стен галереи медиацентра отданы под огромные полотна участников выставки. Другие работы не менее важны — просто меньше по объему. Что бегемотопись, где пенсионеры рисовали картины мягкими игрушками, что скобогравюры, где полотна состоят сплошь из стройматериалов, что фотографии любимых уголков — нет, даже моментов — Москвы.
Клавдия Семеновна — образ собирательный. Не секрет, что в программе «Московское долголетие» преобладают женщины. И все они что-то делают: мастерят, рисуют, вышивают. Так почему бы, подумали организаторы, не собрать их да и не познакомить с молодыми художниками. Так родился проект — «Выставка Клавдии Семеновны». Пенсионеры могли выбрать любое из полюбившихся им направлений, а работы для выставки готовили больше месяца в рамках мастер-классов.
И вот он, день икс. В большой галерее через дорогу от Кремля почти все готово: висят картины, прямо на входе стоят необычные фигуры мужчины и женщины, обитые серыми трубками поролонового утеплителя. Вокруг еще крутятся участники проекта и их помощники — вносят коррективы в последнюю минуту.
— Ты клеем сначала туда прысни, а потом эту серую трубу приложи, — советует участница проекта Надежда. Ее работа висит на стене напротив: две большие рыбы, черная и белая, в стиле инь и ян.
— Вот тут подержи, я сейчас прикреплю, — говорит парень, поддерживая лепесток из поролона, в центре которого — изящная черно-белая картина.
Две скульптуры — мужчина и женщина, из которых, как из дерева, растут ветки с работами участников проекта. Черно-белые картины с держащимися за руки людьми, белая береза в технике декупаж, дверной глазок из свалянной шерсти в стиле Гауди... Корреспондент «МК» наблюдал, как появлялась эта работа. Сначала пенсионерка Марина Ярцева познакомилась с современным скульптором-перформансистом Романом Ермаковым, потом вспомнила, как была когда-то в Барселоне и там влюбилась в работы Гауди, потом взяла в руки шерсть... В общем, сейчас у ног скульптур, сделанных Романом, лежит работа Марины.
— Было очень тяжело делать, я эти колечки из шерсти переделывала несколько раз, добавила голубую каемочку. Старалась очень, — подводит итог женщина. И у нее красиво получилось.
«Мы создали образы, олицетворяющие многогранность человеческих возможностей, наполненные различными историями и опытом. Мы отлично провели время с участниками, я благодарен, что они мне доверились, и мы шли к единой творческой идее», — отмечал куратор этой части выставки Роман Ермаков.
Пока зрители отходят от шока после перформанса, их ждет новый сюрприз. На стенах — картины, а на картинах — мягкие игрушки! Оказалось, что это не шутки детей, пробравшихся на выставку пенсионеров, а настоящий вид искусства — бегемотопись. Все просто: произведения искусства здесь создаются с помощью мягких игрушек. Берете ее, макаете в краску и проводите по холсту... Работы получаются самые разные: и пингвиненок в море, и желтый зайчик на солнце. Одна из самых запоминающихся картин — «А поутру они проснулись в сосновом бору». На холсте — сосновый бор и плюшевые львята. Что значит — мишки? Это у Шишкина — мишки, а у Валентины Черниковой — львята.
Как оказалось, Валентина рисует уже восемь лет, но предпочитает реализм. Техника Ростана Тавасиева ее сначала озадачила, и в голову вообще ничего не приходило. «Потом поняла, в каком направлении двигаться — мне хотелось классику нарисовать, а не просто посадить две игрушки и размазать краску по холсту. Это Шишкин «Утро в сосновом бору». Мишек у меня не было, поэтому вместо них — львята. И еще в моей картине есть отсылка к спектаклю «А поутру они проснулись». Вот у меня львы шли и шли, а потом оказались спящими на соснах», — рассказала она.
Наверное, это как раз тот вид искусства, который будет понятен и взрослым, и детям. А последним — невероятно интересен. Сам автор техники Ростан Тавасиев объясняет, что «мягкая игрушка и атмосфера игры сняли страх перед чистым холстом и убрали тревогу, связанную с воплощением творческого замысла. Весь страх и сомнения игрушка взяла на себя, оставив нашим участникам только чистую радость от творчества».
Радость творчества и освобождение хотел подарить и художник Константин Тотибадзе. Его часть выставки так и называется — «Освобождение». В каждом из нас есть внутренние страхи, комплексы, проблемы. И куда их лучше излить, как не на холст? Причем холст должен быть большим — за долгие годы жизни в голове накопилось немало. Так, участники проекта взяли в руки большие кисти и стали творить, не ограничивая себя в масштабе. В результате получились огромные картины — и абстрактные, и реалистичные. Как рассказала 79-летняя Эльза Лынюк, любовь к краскам у нее была всегда: еще мама научила ее обожать искусство. Ее картина с огромными маками удивительно выделялась на выставке. Как говорит автор, «рука сама пошла творить». Действительно поражали и настоящие полотна других художников — безмятежное море с одинокой лодкой. Или тоже море — но уже волнующееся, с белой пеной, бьющейся о прибрежные камни. Или тоже море, совсем разбушевавшееся, сумасшедшее, грозящее потопить большой корабль. Даже не верится, что они смогли нарисовать это за пару занятий. «Работая с участниками проекта «Московское долголетие», я понял, какая колоссальная творческая и созидательная энергия находится внутри москвичей старшего поколения, и это огромный ресурс, благодаря которому мы можем сделать наш город лучше!» — рассказал Константин Тотибадзе.
Рядом с гигантской абстракцией вполне скромные картины в духе «наивного искусства». Это знаменитый художник-граффитчик Миша Мост вместе со своими подопечными рисовал... правильно, баллончиками с краской. «Участники впервые использовали трафареты и баллончики. Поначалу это было воспринято скептически, с некоторой боязнью. Но когда у участников «Московского долголетия» стали видны первые результаты, художники хотели экспериментировать еще и еще», — отметил Миша.
Впрочем, на открытии выставки его не было — он вместе с другими участниками занимался подготовкой настоящего рекорда. Вместе с 537 участниками проекта «Московское долголетие» он расписал тарелочки. Сидя в амфитеатре парка «Зарядье», пенсионеры вдохновлялись видом Кремля и его церквей, видом парящего моста или просто собственным воображением. «Когда мы предложили участникам проекта «Московское долголетие» наш творческий эксперимент — поработать с современными и смелыми художниками, мы не ожидали, что эта инициатива будет воспринята с таким удовольствием и энтузиазмом. Они открыли сердца новому и неизвестному, доверились наставникам, и теперь мы можем насладиться результатом этого уникального творческого тандема, объединившего мудрость и опыт старшего поколения со свободным и дерзким духом художников», — рассказывал заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Владимир Филиппов.