Причин, доказывающих необходимость одеть всех школьников по единому образцу, у народного избранника оказалось видимо-невидимо. Прежде всего введение школьной формы снизит затраты семей при сборах в школу, считает он, а единообразие одеяний детей не будет отвлекать их от учебы и вообще поможет воспитательному процессу. Кроме того, загрузка пошивом школьных форменок надолго обеспечит работой простаивающих ныне ивановских ткачих, а облачение в них детей ликвидирует очевидное разделение классов по достатку семей: «А то одни одеваются в ЦУМе, а другие — на рынке», — подчеркнул Милонов. Наконец, народ получает шанс на достижение национального консенсуса — хотя бы по вопросу школьной формы. А это в наше время немало!
Впрочем, родителей волнует не столько консенсус, сколько цена вопроса. Как известно, и без формы в этом году они собрали детей в школу с таким скрипом, что коллеги Милонова по Госдуме предложили наряду с материнским капиталом ввести и «первосентябрьский». Многих это посмешило. Но если к нынешним тратам добавятся многотысячные чеки за форму, не сомневайтесь: не смешно станет всем!
Правда, как свидетельствует народная мудрость, против лома нет приема, только если нет другого лома. И в качестве такового депутат предложил испытанное средство — «гарантированные госпоставки с гарантированной госценой на форму». Ну а максимально снизить последнюю, по его мнению, поможет проведение «честного, прозрачного, открытого конкурса на поставки форм, где победит минимальная цена при максимальном качестве»!
Приятно, что в нашей стране есть еще люди, верящие в «честные», «прозрачные» и т.д. конкурсы. В последний раз мы слышали эти слова, когда на конкурсную основу переводили поставки школьного питания. И что из этого получилось, общеизвестно: бессовестный демпинг и несъедобная еда. Теперь вот форма…
Кстати, к ней также есть вопросы. С одной стороны, заявленное Милоновым «народное единство». Но с другой, как явствует из его письма в Минпросвещения, нужен «учет пожеланий и культурных особенностей регионов». Для Санкт-Петербурга, например, он предлагает элементы моды дореволюционного периода — картузы и френчи для мальчиков и платья с передниками для девочек. Но, во-первых, не факт, что большинство родителей региона эти «картузы» захотят; во-вторых, где тут национальные консенсус и единство? А главное — в чем новшество? Регионы и сейчас вправе выбирать стиль школьной одежды. И выбирают.
Тезис о школьной форме как факторе ликвидации социальных различий в классе также не выдерживает критики. Ну, допустим, форма для всех станет одинаковой. А обувь? А рюкзаки? Или спортивная форма? Что, тоже введем их единообразие, как в армии? Готовы ли к этому семьи?
Каждый пятый родитель, между прочим, уже заявил, что «не потянет» обязательной формы, сообщил зампредседателя Национального родительского комитета Юрий Оболонский. 70% согласны одеть детей в форму, но при условии, что сами выберут ее стиль и цвет (прощай, единство!). Ну а 90% заявили, что если форму введут в приказном порядке, то пусть государство за нее и платит — «а семьи платить за нее не будут!»