— Это грандиознейший проект, который планируется принять осенью, — говорит один из создателей документа, руководитель АНО «Центр борьбы с пробками» Александр Шумский. — Публичные слушания уже закончены, но предложения и уточнения продолжают поступать. Только ГИБДД прислала свои правки от 62 областных, районных, краевых управлений. Редакция, которая есть сейчас, хоть и не окончательная, но мы в ней уверены. Все светофоры, разметка, знаки и так далее требуют обновления. Наш стандарт направлен на то, чтобы на месте у инженеров была возможность подобрать то, что подходит именно в данной ситуации, а не как ГОСТ — грести все под одно правило.
Светофорам — свободу выражения
Светофоры, привычные нам, могут кануть в Лету. По новому стандарту человечек, который всегда был одинаковый, вполне может выглядеть как спортсмен со штангой или нарядиться в платье. Помимо свободы выбора вида изображения пешехода появится и новый цвет его свечения. Разработчики предлагают ввести секцию «Проход разрешен, но следует быть внимательным». В ней человек будет окрашен в желтый, а вокруг него будет что-то наподобие солнечных лучей. Кстати, идеи новых секций есть не только для пешеходов, но и для пояснения движения автомобилей по полосам.
— Появятся секции, указывающие направления по диагонали или на разворот, — комментирует Шумский. — У нас есть поворотная секция налево, но нет секции разворота. Например, из-за этого происходит конфликтная ситуация на Тверской. Когда с нее поворачиваешь на Газетный переулок, то упираешься в одностороннее движение. То есть водителя дезориентирует секция светофора, нужна именно разворотная. И подобных ситуаций очень много.
Может измениться и форм-фактор светофора. По данным исследователей, круглые секции уже давно потеряли актуальность и, наоборот, менее эффективны, чем квадратные. Водитель издалека реагирует на цвет, а не на геометрическую фигуру, поэтому совершенно не нужно вписывать круг в квадрат, при этом теряя большой процент световой поверхности. Кроме того, в документе предлагается ввести для мест плотной застройки светофоры, в которых красная секция на 50% будет больше, чем зеленая и желтая.
— Еще одно решение для улучшения трафика мы подсмотрели во Франции, — говорит Александр Шумский. — Красный крест с тыльной стороны светофорного объекта нужен в определенных ситуациях. Например, вы едете по дороге и на светофоре хотите повернуть налево. Вам горит зеленый, но вы не знаете, какой цвет сейчас для встречной. То есть не ясно, ждать и пропускать всех по встречке или сразу свободно поворачивать. Этот момент, пока вы думаете, очень сильно тормозит общий трафик. Так красный крест как раз бы и показал вам, что горит у встречного движения.
Помимо этого допускается установка датчика движения, который включает подсветку перехода и мигание лампы, сигнализирующей о нахождении людей на переходе. Также возможно использование светодиодного знака «Пешеходный переход» или «Пешеход», которые включаются при срабатывании датчика.
«Зебра» станет пунктиром
На перекрестках могут появиться диагональные пешеходные переходы с незакрашенным квадратом в центре. Для этого необходимо обеспечить выделенную пешеходную фазу светофора, новые знаки «Диагональный переход» и дополнительные светофорные колонки в местах начала переходов.
— При этом «зебру» далеко не всегда нужно рисовать полностью, — рассказывает Шумский. — В некоторых местах достаточно ее только обозначить, то есть сделать пунктиром и нарисовать соответствующий знак человека. У разметки есть особенность — она скользкая, что опасно, например, для мотоциклистов, плюс полностью закрашенная зебра дороже, чем та, что предлагаем мы.
Помимо этого предлагается наносить направляющие стрелки на широкие пешеходные переходы. Смысл будет как в метро — проходите справа. Для выделения искусственных неровностей, совмещенных с пешеходным переходом, применяется дополнительная разметка, чтобы водитель издалека видел границы «лежачего полицейского». Линии разметки должны идти с верхней отметки бугра до его нижней границы.
Для удобства автомобилистов при совершении поворота рекомендуется уменьшить минимальную длину отступа парковочного места от начала закругления проезжей части перед перекрестком до 4 метров, а перед выездом из двора — до 2 метров. Кстати, для обозначения разной парковки предполагаются разные цвета. Например, для резидентных парковочных мест — зеленый, для платной — синий и для бесплатной — белый. При этом предполагается уменьшение габаритов парковочных мест и введение особого знака, указывающего, где находится крытая парковка.
На крупных многополосных перекрестках появятся «Зоны безопасности». Это будут островки, не обязательно приподнятые, а ограниченные разметкой, на которых может поместиться регулировщик. Длина стороны такой зоны должна быть не менее 2 метров, предполагается, что он будет прямоугольной формы со скругленными углами.
Островки безопасности и спокойный трафик
Большое внимание разработчики проекта уделили безопасности на дорогах. Так, например, островки безопасности для пешеходов рекомендуется организовывать при любом количестве полос движения. Они будут размещаться на проезжей части или разделительной полосе, при этом ширина автомобильных полос в зоне островка может сужаться на полметра. Для защиты пешеходов от наезда автомобиля с обоих торцов приподнятых островков установят столбики усиленной конструкции, позволяющие остановить автомобиль на скорости 60–80 км/ч. Ширина островка должна быть не менее 1,5 метра.
Масса решений придумана и для успокоения трафика. Так, для участков с низким скоростным режимом (20–40 км/ч), а также на улицах и общественных пространствах, предназначенных для совместного пользования всеми участниками дорожного движения, предлагается применение волнистой разметки, которую могут заменить на круги или другие вариации обозначения в зависимости от облика конкретной улицы.
На улицах со скоростным режимом менее 50 км/ч также рекомендуется искривление траектории движения в шахматном порядке, сужение для поочередного проезда транспорта с обеспечением беспрепятственного проезда для велосипедистов, поднятие пешеходных переходов и перекрестков до уровня тротуара, использование рельефной плитки или брусчатки вместо асфальта, сужение проезжей части за счет расширения тротуара у пешеходных переходов для предотвращения остановки и стоянки транспортных средств в зоне перехода и обеспечения «треугольника видимости» между пешеходами и водителями.
А для более скоростных улиц, с режимом до 70 км/ч, предлагается поднятие до уровня тротуара заездов и выездов с примыкающих улиц для обозначения приоритета и повышения безопасности пешеходов и разделение парковочных мест физическими барьерами через каждые 3–10 мест.