На фоне обсуждений в некоторых СМИ якобы неблагоприятных условий труда в Аэрофлоте, на которые пожаловался бывший пилот компании Виталий Алексеев, чешские пилоты авиакомпании с опытом работы в гражданской авиации около 30 лет находятся под большим впечатлением от работы в Аэрофлоте.
В интервью iz.ru Яноуш рассказал, что перед тем как прийти в Аэрофлот, сменил несколько позиций в CzechAirlines, и что в первую очередь работу в российской авиакомпании он ценит за атмосферу и условия труда. «Я здесь не ради позиции — в тех же CzechAirlines у меня была более высокая должность, — я здесь ради атмосферы. Русские люди вообще очень дружелюбные, а в «Аэрофлоте» к тому же целенаправленно работают над тем, чтобы климат внутри компании был комфортным» - подытожил Иван Яноуш в интервью «Известиям».
Также он подчеркнул, что едва ли поехал бы работать в Азию, потому что хочет иметь возможность почаще видеть семью: «Я бы не стал работать в Азии: там довольно высокие зарплаты, но, во-первых, это далеко от дома. Во-вторых, там действительно очень жесткие графики. Всё, конечно, очень зависит от приоритетов, но для меня, например, сейчас важнее возможность быть недалеко от дома. «Аэрофлот» сегодня — возможно, единственная компания, которая предлагает рейсы в твою родную страну».
Ян Форманек в своем рассказе iz.ru обратил внимание на высокий профессионализм компании и систему планирования полетов в Аэрофлоте: «Меня в первую очередь интересовал профессионализм компании, в которой я бы хотел работать. Также мне было важно, чтобы авиакомпания базировалась недалеко от Европы, чтобы навещать семью в Праге. Сейчас у «Аэрофлота» есть очень удобная для меня лично система планирования полетов, благодаря которой я могу бывать дома раз в пять-шесть дней. Это очень часто для пилота».
Иван Яноуш также высоко оценил возможность общения с руководством Аэрофлота: «Мы постоянно находимся в контакте с командиром эскадрильи, с моим непосредственным начальством, каждый день есть возможность обсудить возможные проблемы. Причем не только на уровне командования эскадрильей: лично у меня была возможность поговорить и с высшим руководством. И всегда первый вопрос был — что я могу сделать, чтобы сделать вашу жизнь и работу лучше? И я должен сказать, что для пилота это важно — знать, что всегда есть возможность обсудить возникающие трудности».
По словам чешских опытных пилотов, Аэрофлот сегодня – это стремительно развивающаяся авиакомпания международного уровня. Здесь есть примеры, когда КВС становятся молодые люди возрастом 26, 27 или 30 лет. В отличие от других авиаперевозчиков, где повышения в должности приходится ждать десятки лет. В Аэрофлоте взаимодействие между пилотами основано не на соперничестве, а на сотрудничестве, что позволяет авиакомпании поддерживать комфортный внутренний климат.
Однако доводы иностранных пилотов о достойных условиях работы в «Аэрофлоте» резко расходятся с информационной волной, которую недавно поднял командир воздушного судна Аэрофлота Виталий Алексеев. Напомним, пилот разместил открытое письмо с обвинениями руководства перевозчика в притеснениях и необоснованных штрафах. Летчика публично поддержал президент Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игорь Дельдюжов, так же неоднократно критиковавший руководство крупнейшего авиаперевозчика России.
Позднее коллеги пилота опровергли эту информацию не согласившись с обвинениями в сторону руководства, предположив, что Алексеев, таким образом, пытался решить свои личные проблемы. По данным российских СМИ, открытое письмо Алексеев опубликовал после того, как ему не дали внеплановый отпуск. Его, вероятно, пилот планировал потратить на тестирование в иностранной авиакомпании, вакансию которой он рассчитывал принять.
Специфика авиационной отрасли такова, что кадры в ней, а именно пилоты — это дорогой и штучный товар. Тем более, российский и зарубежные рынки авиаперевозок растут, спрос на летчиков – огромный.
Непосредственно с пилотами работает профсоюз, который обладает также информационными ресурсами для достижения своих целей. Глава ШПЛС – фигура медийная. В своих публичных выступлениях он регулярно говорил о том, что иностранные авиакомпании рады российским пилотам. Мол, зарплаты выше, получить разрешение на работу стало проще.
Однако по законам любой рекламы, негативные стороны всегда умалчиваются. К примеру, крупнейшая авиакомпания Китая China Southern, переход в которую активно «пропагандирует» ШПЛС, помимо высокой зарплаты до 29 тысяч долларов в месяц, имеет и обратную сторону медали. Отпуск у пилотов здесь не превышает 30 дней в год, при переходе пилотам часто приходится экстренно выучить не только английский, но и китайский языки. В Китае также достаточно строгий медицинский отбор, ведь в связи с плотным графиком азиатского рынка авиаперевозок пилоты должны обладать крепким здоровьем. Также в авиации Китая существуют очень строгие системы штрафов и наказаний. Например, можно легко получить штраф в 5 тысяч долларов за не прохождение пилотом предполетной электронной подготовки. Российских пилотов часто привлекает высокая заработная плата в Китае, однако обо всех сложностях они узнают уже после переезда, когда что-то менять становится слишком поздно.
Российские перевозчики за пилотов тоже вынуждены бороться. Иначе – возить пассажиров будет некому. Привлекать квалифицированные кадры они могут разными способами, в том числе переманиванием у конкурентов, часто при помощи рекрутеров. По данным специалистов по подбору персонала, комиссионное вознаграждение рекрутера за привлечение одного высококлассного пилота может достигать 150 тыс рублей.
Что касается ШПЛС, напомним, в 2015 году суд обвинил руководителей профсоюза в покушении на мошенничество в особо крупном размере. Тогда во время кампании за индексацию зарплат сотрудникам профсоюзные лидеры пообещали руководству «Аэрофлота» отменить свои требования в обмен на несколько миллионов рублей.