Ушла эпоха Евгения Киселева: символ демократии, захват НТВ и "Итоги"

История стойкого оловянного солдатика

Стоп, снято. Евгений Алексеевич, спасибо, вы свободны. От телевидения.

Евгений Киселев сообщил городу и миру, что уходит с ТВ навсегда. Никогда не говори «навсегда»? Ну хватит уже, сколько можно. Хотя, конечно, Познер с этим никак не согласится.

История стойкого оловянного солдатика

В таких случаях говорят «уходит эпоха». Пóшло и неконкретно, но по сути верно. Все-таки Евгений Киселев — это история нашего ТВ за последнюю четверть века. Нехило.

Начинал он еще на советском ТВ редактором дежурной смены в международном отделе программы «Время». Потом был ведущим «90 минут», «Утра», спецкором «7 дней» и «До и после полуночи». Но всё это была только разминка, «школа». Главное, с чего начинается Киселев (и чем кончается), — это «Итоги», которые появились сначала 5 января 1992 года на 1 м канале «Останкино», а уже 10 октября 1993 года на вновь образованном канале НТВ. Вот эти «Итоги» — лучшее, что сделал г н Киселев на нашем ТВ.

Отлично помню, как в воскресенье вечером вся страна (это почти не преувеличение) замирала у телевизора под его «Итоги». Как пустели улицы, как когда-то во время массового просмотра «Семнадцати мгновений весны» или «Места встречи изменить нельзя». Потому что эти «Итоги», как и всё НТВ, действительно совершили революцию в российском информвещании. Это была объективная, очень профессиональная, необыкновенно информативная аналитическая передача со знаковым ведущим. Эти его фишечки — «э-э-э», некая замедленность, чуть заторможенность даже никак не мешали зрительскому восприятию. Это на самом деле был политический анализ в чистом, дистиллированном виде, не загрязненный никакими примесями. Потому что это были принципы НТВ, вот так.

А вскоре началась первая чеченская, и НТВ сразу же, не задумываясь, от сердца, от души приняло антивоенную позицию, линию. То есть таким образом выступило против федерального правительства, против Ельцина. Но они так хотели, чувствовали и не могли иначе. Тогда они не играли в политические игры, и Евгений Киселев, а с ним и другие великолепные журналисты, был рупором, лицом, брендом именно такого имиджа.

Но потом… Всё самое важное и интересное бывает потом. Ничто не вечно под луной… В 96 м были президентские выборы. Владелец НТВ Владимир Гусинский (и не только он!) поставил на больного Бориса Николаевича и выиграл. На тот момент четвертая кнопка еще держала ориентиры профессиональной этики, давая высказаться практически всем, но держалась уже нетвердо. Усилиями медийного демократического лагеря Ельцин победил, а победитель получает всё. Здесь совсем не Ельцина я имею в виду.

Передела собственности никто не отменял, и группа поддержки Б.Н. с полным правом рассчитывала на преференции. Так, Гусинский включился в борьбу за суперценный «Связьинвест», договорился с владельцем ОРТ Борисом Березовским, и понеслось… «Дело писателей», мочение «младореформаторов» в сортире по полной, льготные газпромовские кредиты. Вот тогда НТВ сошло с катушек и решило ловить собственную выгоду. Гусинский задумывал, Киселев осуществлял, как, примерно, это делали на 1 й кнопке Березовский и Сергей Доренко. Ну а профессиональные принципы? Побоку!

Евгений Киселев, в общем, порядочный человек, вынужден был играть по новым правилам, придуманным уже его хозяином. Да, участие в информационных войнах и политтехнологиях, открытая демонстрация близости к власти, безусловно, отдаляет от журналистики как таковой. Киселев включился в Большую Игру.

«Утром в газете, вечером в куплете» — вот такой принцип. Помню, как в «Итоги» он позвал в гости зампредседателя Совета безопасности Березовского (да, всё того же Березовского!), и вот в прямом эфире эти два солидных господина намеками, полунамеками давали нам что-то понять, говорили на своем птичьем языке, а на утро правительство Черномырдина уходило в отставку. НТВ тогда заигралось в политику, не меньше, а Евгений Киселев стал символом этой игры.

И еще символом ошибки демократов как таковых. Они, получив власть, совсем потеряли берега, плюнули на профессию, стали имитировать политику. Им было просто в кайф свергать неугодных, тех, кто в Кремле был с ними не согласен, ставить их на место, и назначать на это место других, своих. Такое вот превращение.

НТВ почувствовало силу. И когда Путин в конце ХХ века только становился президентом, он тоже эту силу почувствовал. Параллельную силу, враждебную себе. И эту силу убрал. К сожалению, довольно легко. Потому что Владимир Гусинский использовал свою медиаимперию, свой канал как информационную заточку. А это ведь урок всем оппозиционерам и по сей день: хочешь бороться с властью — будь чистым как стеклышко, будь лучше их во всем. Не можешь? Ну тогда твоя карта бита.

Евгений Киселев чуть ли не в ежедневном режиме тогда проводил «пятиминутки ненависти»: как мы ненавидим Путина и всех рвущихся к власти силовиков; изо всех сил привлекал общественность на свою сторону, просил поддержки. Поддержка была, да, но те, кто понимал ситуацию, чувствовали в этом еще и некое лицемерие, двуличие.

…Киселев проиграл, как и Гусинский, Березовский. Как и все либералы на самом деле. По чьей вине? Смотри выше. С моей точки зрения, нынешние пропагандисты, нынешнее послушное ТВ, получающее инструкции из одного, всем известного окошка, родом из тех демократических «лихих» 90 х, из того безвременья, олигархического «разномыслия». И в данном случае Путин был лишь первым учеником.

То, что дальше происходило с Евгением Киселевым, можно назвать судорогами. ТВ 6, ТВС, «Московские новости», распад всего и вся. Да, он был жертвой, но и командиром, за которым шли его солдаты.

Перед захватом НТВ Кремль потребовал голову Киселева взамен на обещание, что тогда всё будет как «при бабушке». Такого шикарного подарка власть не получила. Голова Киселева осталась на нем, но на ТВ он получил запрет на профессию на самом деле. Подавляющее большинство его нестойких коллег, друзей-приятелей смирились с ситуацией, ушли на провластные каналы работать так, как надо, как прикажут, а он стоял до конца, наш стойкий оловянный солдатик. Подставлял ли он других своей непримиримой позицией? Не знаю, в принципе он отвечал только за себя.

А потом была Украина, свободная, независимая Украина. В 2008 м он уехал туда и был счастлив. Опять получил статус, доверие и уважение зрителей, влиятельность, пусть и в другой стране. Опять занимался любимым делом.

И вот ушел. Не вписался в Зеленского, много поставил на Порошенко? Да нет, он старался держать дистанцию, хотя его, как и многих русских журналистов в Киеве, обвиняли в «порохоботстве».

Он просто устал, он совсем не Познер. Хорошо сохранился, держит форму, даже похудел, но сердцу не прикажешь, чужая душа потемки. Познав самый верх славы, в ХХI веке он только падал. Держался до последнего, но падал, хотя внешне, казалось, на нем это никак не отражалось. Теперь он будет писать книгу, иногда выступать где-то на радио, но, в общем-то, как журналист Евгений Киселев кончился.

Неужели всё зря? Ничего подобного. Теперь уже не боясь пошлости, я повторю: Евгений Киселев — это эпоха. Которой больше нет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28058 от 26 августа 2019

Заголовок в газете: Евгений Киселев. Итоги

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру