Сообщил тебе равнодушным голосом со стандартной улыбкой офисного работника, сколько у ребенка «двоек» и несделанных домашних работ, и повернулся к следующему горе-родителю. Или счастье-родителю, не важно. Потому что число «пятерок» он перечислит с такой же металлической интонацией и со все той же деланной улыбкой... И не пожаловаться, что домашние работы сложные, а ребенок неусидчивый, или, наоборот, не похвалиться: «у нас же еще и вторая школа, он же гений в музыке (изобразительном искусстве, спорте...)». Роботу по барабану: не посочувствовать, не утешить, не восхититься, не отругать... И как-то сразу пусто и на душе, и в голове, и только одна мысль: а что делать-то?
Или, скажем, робот-врач... Приходишь на прием, он свои электронные руки-крюки на тебя наложил, все УЗИ, МРТ, КТ и прочее сделал, диагноз сообщил, сопроводил информацией, что с такими болячками не живут, или живут, но мало, или лечатся за границей за те деньги, которых у тебя в помине нет. И все: «Следующий!».
Так же и, например, судьи. УК открыл, исходные данные сверил, объясняй не объясняй про сложное детство или болезни, или другие обстоятельства — ему пофиг!
Или в банке. Когда кредит... Впрочем, в банке уже давно работают роботы. Лично мне кажется, ни один живой человек не способен впарить другому человеку, да еще, как правило, находящемуся в крайне тяжелых жизненных обстоятельствах, краткосрочный кредит в пять миллионов без подтверждения дохода под 25 процентов годовых...
Вообще, есть ощущение, что роботы уже давно заменили многих сотрудников. Скажем, несколько дней назад в Неаполе беременная итальянка гуляла-гуляла — и у нее начались схватки. Она со страху-то и сядь в автобус, который шел в сторону роддома. А тут контролеры! С автобуса роженицу высадили и к тому же выписали штраф — 71 евро. За безбилетный проезд. Женщина пешком добрела до госпиталя, где тут же и произвела на свет младенца... Итальянцы — живые люди, узнавшие о случившемся из газет, в шоке. Но в транспортной компании заявили, что обстоятельства не могут служить причиной отмены штрафа. Что, не роботы разве? А у нас те кондукторы, которые ссаживали в северных городах безбилетных детей в мороз из маршруток и троллейбусов? Роботы они и есть!
Или вот чиновники... Хотя нет, вот чиновники — точно не роботы! Потому что роботы никогда не сделают таких заявлений, которые позволяют себе представители властей предержащих, ну там: «Вам должны ваши родители. Государство их не просило вас рожать». Или: «90% пенсионеров ложатся в больницу, чтобы отдохнуть от домашних дел и бесплатно поесть, сэкономив на продуктах. Это еще называется дармоедство. И ради этого мы должны тратить миллионы бюджетных средств?». Или уже ставшие притчей во языцех: «маленькие пенсии получают только тунеядцы и алкаши» и про «макарошки», которые «всегда стоят одинаково», и про «сдайте детей в детдом, пока платите ипотеку». Или про то, что «старики слишком долго живут — это угроза мировой экономике»... Ни одну из этих (и многих других) фраз, уже ставших, увы, крылатыми (скорее кривокрылыми), не мог сказать робот. Потому что робот, конечно, бездушен и не умеет учесть обстоятельства, тупо соблюдая заложенные в его программным обеспечением правила... Но он решительно не способен нарушить первый закон робототехники, сформулированный еще Айзеком Азимовым: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред». Поэтому и заменять людей на роботов стоит начать с чиновников. Безопасно, предсказуемо, результативно! И совершенно не страшно.