В четверг, 15 августа, птицы попали в двигатели самолета, который взлетал с подмосковного аэродрома Жуковский. Чудом удалось избежать человеческих жертв. Самолет приземлился на пустом поле вблизи аэродрома. Эксперты обратили внимание на проблему орнитологической опасности. По предварительной информации, в самолет, на борту которого были 226 пассажиров, врезалась стая чаек с расположенной поблизости свалки.
По мнению Романа Гусарова, проблема незаконной хозяйственной деятельности вблизи аэродромов обострилась в последнее время.
-В советское время действовала правило, законодательная норма, что любое строительство в зоне аэродромов, любая хозяйственная деятельность там и организация предприятий должны происходить только с разрешения старшего авиационного начальника, - сказал Роман Гусаров. - Сейчас про это совершенно забыли. Муниципальные власти стали раздавать разрешения на хозяйственную деятельно направо и налево. Поэтому у нас появилась в зоне аэродромов и аэропортов высотная застройка, появились свалки, другие объекты, которые не должны там находиться. В итоге они выдавливают зону отчуждения и авиационную инфраструктуру. То есть не аэродромы приблизились к этим объектам, а они опасно приблизились к аэродромам.
Эксперт отметил, что свалок вокруг всей Москвы в последние годы образовалось очень много.
-Что же теперь не летать, аэропорты все закрывать? - задал риторический вопрос эксперт.
По его словам, случай с инцидентом в Жуковском очень характерен и из него должны быть извлечены уроки.
-Это не новый аэродром. Изначально это был аэродром Летно-исследовательского института имени Громова. Ему более 70 лет. Там проходили и проходят испытания самолетов, новой авиационной техники, поэтому никаких птиц и чаек вблизи не должно быть по определению. Если там и появилась какая-то свалка, то я уверен, что она появилась в постсоветский период. Не слышал, чтобы раньше там были проблемы с птицами.
По мнению эксперта, необходимо ужесточить наказание за незаконную деятельность в зоне аэропортов, в том числе за организацию свалок и повысить ответственность местных, муниципальным властей за выдачу разрешений на такую деятельность.
Читайте также: "Как экипажи действуют при столкновении самолета с птицами"
Заместитель Председателя Правительства Московской области – министр экологии и природопользования Московской области Дмитрий Куракин: «Предположение о том, что причиной жесткой посадки самолета вблизи аэропорта «Жуковский» стали окрестные свалки, на которых обитают птицы, ошибочно. Ближайший к месту посадки полигон – «Сафоново», он расположен в 14 километрах. Полигон закрыт в 2012 году, отходы туда не завозятся много лет, кормовой базы для птиц нет. Полигон укрыт грунтами и безопасен, поэтому нет и больших скоплений. В любом случае, расстояние от полигона до места инцидента слишком далеко. Птицы, постоянно обитающие или кормящиеся на полигонах, никогда не отдаляются от них.
Безопасность полетов - это сфера ответственности аэропортовых служб и специализированных организаций, подведомственных Росавиации. Указанные службы в Министерство экологии Московской области за содействием не обращались.
Оснований полагать, что Правительство Московской области могло бы содействовать в достижении более высокого уровня безопасности полетов применительно к аэродрому Жуковский, у нас до настоящего момента не было.