- Алексей, почему в 21-м веке мы до сих пор не можем исключить случайное попадание птиц в самолеты?
- Да, даже сегодня, в век высоких технологий, нет стопроцентной гарантии избавления от столкновения с пернатыми. А дело вот в чем: весной и осенью – в нашем случае с середины августа - начинаются миграции перелетных птиц, подрастает молодняк, он начинает становиться на крыло. Плюс начинаются миграции и службы контроля полетов вынуждены это учитывать и строить маршруты, чтобы избегать птичьих стай.
- То есть фактор природы как влиял на заре авиации, так и сейчас влияет на безопасность полетов?
- Птицы не спрашивают нас, селятся где им удобно. У аэродромов в том числе. Более того, многие птицы вьют гнезда исключительно возле воздушных гаваней – хищников ведь там нет. Крупные хищные птицы из-за рева самолетов предпочитают держаться подальше. А птахи поменьше не спрашивают расписания самолетов и могут появиться в неожиданном месте. Особенно там, где контроль аэродромных служб безопасности уже заканчивается.
- Вы сказали про аэродромные службы. У них ведь наверняка есть особые специалисты, которые занимаются защитой аэродромов от нашествия птиц.
- Все верно. Такая особая орнитологическая служба. В их арсенале много средств борьбы с пернатыми: звуковые, световые, специальные системы сканирования. Не пренебрегают и самым древним способом – чучелами. Есть даже специальные дроны в виде хищных птиц, которые гоняют пернатых в округе! Но, повторюсь, как бы они авиационные орнитологи не старались, они не могут гарантировать, что никаких эксцессов и столкновений с птахами не будет.
- Раз нельзя разогнать всех птиц, можно ведь защитить самолет – сделать его нечувствительным к птичьим ударам и залетам. Хотя бы обезопасить самое главное – двигатели…
- Двигатель – дело тонкое. Да, их совершенствуют, делают прочнее, надежнее, экономичнее. Я неоднократно посещал предприятия, где создают моторы для нашей авиации. Так вот у них есть специальный стенд, на котором испытывают двигатели. В него бросают всякую гадость: снег, лед, грязь, в том числе и тушки птиц. Цель – понять как долго продержаться двигатели после попадания в турбину инородного тела.
- И каковы результаты – есть надежда?
- Определенные успехи есть. Но в любом случае - попадание птицы в двигатель – это автоматически форс-мажор, одна из самых опасных и зловещих ситуаций в небе. Очень чувствительная даже к малейшим повреждением турбина мгновенно выходит из строя. А теперь представьте, что самолет только набирает высоту или, наоборот, снижается, и пара птах залетает в двигатель? Самолет лишается тяги и начинает падать.
- То есть угроза от птиц есть только при взлетах и посадках?
- Как правило да. Взлет и посадка – это вообще самые опасные отрезки полета. И там уже как жребий ляжет… Впрочем, были случаи, когда столкновение с пернатыми происходили на высоте. Но, как правило, такое случается на взлете и посадке. И случаев таких немало. Кстати, от птиц страдают не только гражданские лайнеры, но и военные самолеты – истребители, штурмовики, бомбардировщики.
- Неужели и они беззащитны перед пернатыми?
- Птицы и для них опасны. Не зря же, например, Су-27 и МиГ-29 имеет на корпусе двигателя специальные решетки – когда они взлетают, они закрываются. Таким образом случайный воробушек не сможет «сбить» машину стоимостью в миллионы рублей и с летчиком, который вообще цены не имеет. Но и военный борт не имеет стопроцентной защиты. Поэтому мы вынуждены считаться с птицами: учитывать их миграции, среду обитания и поведение.
В четверг, 15 августа, Airbus-321 рейса Жуковский – Симферополь совершил жесткую аварийную посадку в поле, недалеко от аэродрома взлета. Уже объявлена предварительная версия – столкновение со стаей птиц, которые угодили в двигатель и вызвали пожар. Из 226 человек, находившихся на борту, выжили все.
Подробности - в нашей онлайн-трансляции.